Loading
 
 
  • Просмотров: 8881
  • Источник: Cайт...

Про «Валентина Пикуля»





В мае 2009 года, вернувшись из Новгородской области с очередной «Вахты Памяти», отмылся, побрился и загорелся мыслью - а отправлюсь-ка я на море! На Чёрное. Ну и отправился. Прибыл аэропланом в Сочи, потом, после длительных торговых переговоров с элементами пантомимы и у-шу, домчал на стремительном таксисте в Лазаревское, заселился в одно из помещений яхт-клуба ЧФ и давай предаваться отдыху. Предавался, прямо скажем, недолго. Часа три. Потом вернулся в «номер», взял в руки камеру и отправился в патрульный рейд с сотрудниками ГИМС. А потом - ещё в несколько заездов по черноморскому побережью. Посетил Краснодар и КВВАУЛ, побывал в Новороссийске (флотский полуэкипаж, подразделение ПДСС, крейсер «Михаил Кутузов») и осмотрел за пару часов морской минный тральщик «Валентин Пикуль».

Фотографии из черноморского путешествия, вернувшись в Москву, благополучно утратил. А теперь вот - восстановил. Тоже благополучно. Правда, диктофонные записи бесед прослушать не удалось, что-то безвозвратно нарушилось при восстановлении в структуре файлов mp3. Осталось только то, что коротенечко накарябал карандашиком в блокноте.

Сегодня речь пойдёт про морской минный тральщик «Валентин Пикуль».









Своё имя корабль получил в честь советского писателя-мариниста Валентина Саввича Пикуля. Писатель ещё юношей попал в школу юнг на Соловках, окончил её, получил специальность «рулевой-сигнальщик» и был отправлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота, где прослужил до конца войны. За службу был награждён боевыми наградами, в частности, медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В наши дни существует международная литературная премия имени В. С. Пикуля (учреждена с целью увековечения памяти писателя и поощрения литераторов, сохраняющих, развивающих и обогащающих традиции, заложенные им в отечественной исторической и героико-патриотической литературе), а имя писателя носят сухогруз «Валентин Пикуль» (порт приписки Санкт-Петербург), пограничный катер «Валентин Пикуль» (порт приписки Каспийск, Дагестан) и минный тральщик Черноморского флота «Валентин Пикуль» (порт приписки Новороссийск), каковой и удалось посетить в мае 2009 года.



Тральщик «Валентин Пикуль» был заложен в 1993 году и в том же году работы по нему были приостановлены. Не стало денег. Время было невнятное, финансирование военно-промышленного комплекса приостановилось, состояние дел в ВМФ оставляло желать сильно лучшего, а «парк» минных тральщиков России сильно проредился и состарился, выработал ресурс. Позже средства на достройку тральщика всё же нашлись. Не без участия Общероссийского общественного движения поддержки флота. Примечательно, что корабль изначально строился для ВМС Индии, но индусы от него по каким-то причинам отказались и 12 лет тому назад на «Средне-Невском судостроительном заводе» в Питере (единственном в России заводе, строившем тральщики) «Валентин Пикуль» был спущен на воду.



Морской тральщика проекта 266 МЭ «Валентин Пикуль» стал последним из серии противоминных кораблей третьего поколения. Такие тральщики уничтожают морские мины позади себя, а корабли новых поколений - впереди. Бесшумность работы двигателей и корабельных механизмов, специальные маломагнитные стали корпуса позволяют таким кораблям передвигаться по минным полям и работать на тралении подводных мин, выполняя боевые задачи, связанные с риском для жизни даже в мирное время.

20 января 2008 года в городе Ломоносове Ленинградской области на корабле подняли Андреевский флаг, а 31 июля 2008 года морской тральщик проекта 266МЭ «Валентин Пикуль» после перехода с Балтийского флота на Черноморский был включён в состав Новороссийской военно-морской базы. Сегодня тральщик служит в составе 184 бригады кораблей охраны водного района. Командир - капитан 3 ранга Александр Бойко.

Водоизмещение: 873 т. Размеры: длина - 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,6 м. Скорость хода максимальная: 16 узлов. Дальность плавания: 1500 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-503Б, 5000 л.с., 2 винта в насадках. Мореходность неограничена. Экипаж: 68 человек.














Корабли проекта 266 (шифр «Аквамарин») стали первыми отечественными морскими тральщиками с минимальными собственными физическими полями. Головной в серии тральщик вошел в состав советского Военно-Морского Флота в 1963 г. Для защиты от неконтактных мин с магнитными взрывателями на тральщиках проекта 266 при формировании корпуса и фундаментов были применены маломагнитные стали. Механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Было установлено размагничивающее устройство и устройство, компенсирующее поле от вихревых токов в корпусе при бортовой качке. Для защиты от неконтактных мин с акустическими взрывателями предусматривалась оклейка фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров демпфирующим резиновым покрытием, установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие амортизаторы; монтаж гибких вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра, а также установка малошумных механизмов и оборудования.

Противоминное вооружение (электромагнитный, широкополосной, акустический и контактный тралы, большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить траление мин на глубинах моря от 25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало два 30-мм автомата АК-230М с РЛС управления «Рысь». В качестве средства обнаружения мин была установлена специальная ГАС «Лань». Для решения задач ПЛО, а также уничтожения мин предусмотрено размещение двух РБУ-1200, которые устанавливались только на некоторых кораблях.

Всего с 1963 по 1971 годы было построено 40 кораблей этого. Головной корабль был включен в состав ВМФ в 1963 году. К недостаткам этого проекта относят отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин.

Устранение отмеченных недостатков проекта 266 было осуществлено в ходе модернизации его по проекту 266М (шифр «Аквамарин»). Было предусмотрено: замена электромагнитного трала обычного типа на глубоководный, с новой аппаратурой управления; принятие трала для уничтожения активных мин; установка трехканального широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя мин, а также комплексного искателя-уничтожителя мин, размещение ГАС «Мезень» для обнаружения донных мин. Для снижения акустического поля корабля предусматривалась установка главных двигателей на вибродемпфирующие продольные балки, а гребных винтов с малошумными лопастями - в шумопонижающие насадки.

Эти и другие вышеперечисленные мероприятия привели к увеличению длины и полного водоизмещения. В процессе постройки и ремонтов на МТЩ проектов 266 и 266М были размещены ПЗРК «Стрела-3». Головной корабль проекта 266М «Семен Рошаль» был сдан ВМФ в 1970 году. Всего до 1978 года было построено по этому проекту 32 корабля.

Тактико-технические характеристики морских тральщиков пр.266М оказались настолько удачными, что у многих зарубежных заказчиков появилось желание их приобрести, но с частичной модернизацией, учитывающей национальные особенности службы. Специально под эти цели на базе морского тральщика пр.266М был создан и экспортный вариант тральщика - пр.266МЭ.

Взамен штатных для пр.266М образцов тралов экспортный вариант тральщика оснащен более надежными контактным, электромагнитным и акустическим тралами, а искатели мин исключены из состава противоминного вооружения. Улучшилось также радиолокационное и радиосвязное вооружение.

Корабли пр.266МЭ оснащены всеми необходимыми устройствами (якорным, рулевым, шлюпочным и буксирным), шестью спасательными плотами ПСН-10 (рассчитаны на 10 человек каждый), а также общекорабельными системами, в частности, противопожарной водяной, жидкостной пожаротушительной, водоотливной и осушительной системами, системами бытовой пресной воды и забортной, системой вентиляции и кондиционирования.

Морские тральщики пр.266МЭ активно поставлялись флотам зарубежных государств - Индии, Южному Йемену, Ливии, Вьетнаму.

Источник













Вооружение кораблей состояло:

Из 2 шестиствольных 30-мм автоматов АК-306М с длинной ствола 54 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 4000-5000 выстрелов/мин, а боезапас включал 2149 выстрелов на установку. Угол вертикального наведения от -12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки 1 918 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС «Колонка».

Из 8 комплектов ПЗРК «Стрела-3». Как только головная часть ракеты выйдет из пусковой трубы, под действием пружин раскрываются рули. Затем откидываются стабилизаторы и на удалении 5-6 м от ПУ срабатывает маршевый двигатель. В начале работы маршевого двигателя под действием сил инерции выключается специальный инерционный стопор, который подготавливает взрывное устройство к взведению. На расстоянии 80-250 м от ПУ срабатывает вторая ступень предохранения - полностью выгорают пиротехнические предохранители, и завершается подготовка взрывного устройства. В полёте головка самонаведения всё время контролирует направление на цель: независимо от положения продольной оси ракеты головка следит за целью и корректирует курс ракеты до встречи с целью. В случае промаха через 14-17 секунд с момента запуска срабатывает самоликвидатор и ракета уничтожается. Скорость самонаводящейся зенитной ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 метров до 4,5 км, потолок - от 15 метров до 3 км при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная инфракрасная головка самонаведения. Вес (комплекса): 16 кг.

Из 2 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ «Ураган», размещённых побортно на баке у боевой рубки. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.

Из минных рельсов и 8 универсальных донных мин УДМЭ в перегруз. Универсальная донная мина с трехканальным неконтактным взрывателем (акустическим, электромагнитным и гидродинамическим) имела радиус реагирования 30 - 50 м, минимальный минный интервал 35 метров.

Из 1 комплекта глубоководного контактного трала ГКТ-2, располагался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата до 280 м, заглубление до 200 м, скорость буксировки до 14 узлов при волнении моря до 4 баллов.

Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-3, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал глубоководный с большим радиусом действия и питающим фидером длиной до 455 метров, использовался при скорости траления до 10 узлов и волнении моря до 4 баллов. Прибор управления тралом «Микрон-Э» мог обеспечивать разные формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.

Из 1 акустического трала АТ-2 для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Трал используется при скорости траления до 12 узлов при волнении моря до 4 баллов. Прибор управления тралом «Микрон-А» обеспечивал разные виды акустического излучения и синхронную работу с электромагнитным тралом.

Источник




Сигнуманистам на заметку: нарукавный шеврон морского минного тральщика «Валентин Пикуль»







P.S. Офицеры-моряки пригласили заезжего корреспондента отобедать. Отказываться не стал, потому как путь проделал не ближний, впереди была ещё обширная программа. В общем, с удовольствием уселся за стол в небольшой, но очень уютной офицерской кают-компании. Примечательно, что корабельный кок готовит сразу для всей команды, меню для матросов и офицеров одинаковое.

А потчуют на тральщике так, что пришлось испытать в конце обеда некоторую даже неловкость. На столе была мисочка с салатом на четверых. Когда поймал себя на мысли, что мисочка уже совсем пустая и никто (кроме меня) больше к ней не обращался - чуть не подпрыгнул. Пришёл в гости и немедленно сожрал весь салат. Как-то некрасиво получилось.

А салат был ну очень вкусный, я даже на диктофон рецептик записал, но запись утрачена. Квашеная капуста, лук, подсолнечное масло и варёная картошка с каким-то незамысловатым соусом. До сих пор помню как было вкусно, а воспроизвести салат самостоятельно до сих пор не могу. Может секрет какой флотский есть?









оформить подписку на журнал
Распечатать материал
  • Фото: Name LJ
  • Теги: экскурсия, фотография, удивительные граждане, наши люди, экспедиция, армейский репортаж, ссылка



Всего комментариев: 0

Комментарии

Добавить комментарий!

Имя:
E-mail:

Код с картинки:

Фото дня

Новые репортажи:

  • Бросай курить, вставай на лыжи Бросай курить, вставай на лыжи

    Признаюсь, что к своим 33 годам, я не разу не был в Сочи и не разу не катался на горных лыжах. О чем, честно говоря, не особо жалел. Недавняя моя поездка в пресс-тур по олимпийским объектам кардинальн...

  • ХрПГЧ #230: Гора любви ХрПГЧ #230: Гора любви

    Путешествие на автомобиле даёт неоспоримое преимущество - пока 99% отдыхающих жарятся на солнце, бухают "домашнее вино" и "холодное пиво", а вечерами ходят толпами по центральной улице, ты можешь побывать там, куда курортники никогда не попадут. И самое важное - ты можешь остановиться в любом месте, где тебе понравится. Совершенно случайно обнаружил вблизи Анапы возвышенност...

  • Итоги прошлого года или знаменитые армяне Сочи Итоги прошлого года или знаменитые армяне Сочи

    Прошедший - 2011 год для армянской общины города Сочи ознаменовался важными событиями. 29-го января прошлого года пост председателя местного отделения Союза армян России занял известный в городе преуспевающий предприниматель, общественный деятель, истинный патриот своего народа - Грач Оганесович Макеян. С его приходом в общественной организации многое изменилось в лучшую сторону, как вну...