RSS

Самое обсуждаемое:
Loading
 
 

ВОЙНА И МИР ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА. На Анапу!



"...Преследуя отходящие немецко-фашистские войска, наши части освободили город Анапу. 21 сентября 18-я армия после тяжёлых боев завершила прорыв второй линии обороны гитлеровцев, в тот же день в 17:30 танки под командованием П. К. Щуренкова ворвались в Анапу. 22 сентября город и порт полностью были освобождены от захватчиков. К исходу 24 сентября войска вышли на рубеж Суворово-Черкесский - Лиманный - Благовещенское. Командующий Северо-Кавказским фронтом поставил перед Черноморским флотом задачу высадить десант в районе озера Солёное - Благовещенская с целью не допустить отхода таманской группировки немецко-фашистских войск по дорогам Анапа - озеро Солёное и Анапа - Джигинское. Замысел командования предусматривал высадку главных сил десанта в составе бригады морской пехоты у озера Солёное и вспомогательных сил (стрелковый полк и батальон морской пехоты) западнее Благовещенской. Главные силы должны были прочно удерживать район высадки, часть вспомогательных сил - не допускать отхода противника на запад, а другая часть - наступая на запад, соединиться с главными силами в районе озера Солёное. Всего в десант было выделено 6 тысяч человек..."


Новое утро вышло пасмурным и прохладным. О шортах даже думать было неуютно - на ветру одевались достаточно тепло. Стали выбираться на дорогу, проверили рабочее состояние четырёх раций (две из них были Олеговыми), как обычно, промежуток времени между стартом первых и замыкающих получился внушительным. Впереди были Олег с Илюхой, крайними выезжали Макс с Дашей. Я решил не дожидаться своего места в хвосте, справедливо полагая, что возможность оказаться последним у меня ещё будет. Машина с Настей, Еленой, Белкой и Васей в этот день ехала в объезд как минимум половину пути, мы же продолжили спуск к косе. По дороге вдоль берега, направо к морю вдоль деревьев... Там я наткнулся на пару самосвалов, работающих над строительством нового съезда с дороги. Без особых вопросов мужики подсказали дорогу: "Ваши вниз поехали. - Прямо здесь?! (вниз вело глиняное месиво) - Вон там, подальше. - Спасибо! - Всё? Ты последний? Остальных в другое место отправлять?" - водила попался с юмором. Мы спустились на уровень моря и оказались в странном месте: в воздухе висел прибрежный "рыбный" запах, моря видно не было, оно было "отгорожено" справа от нас небольшим возвышением, поросшим деревьями, под колёсами был песок, а слева - непонятный, на первый взгляд, водоём не то с водой, не то с грязью, не то всегда таких размеров, не то полувысохший... Мы ехали по краю озера Солёного. На чуть влажном песке хорошо отпечатывались следы от шин проехавших впереди, так что никаких сомнений в правильном направлении у отставших не было. Дорога, по которой мне частично (где песка оказалось особенно много) пришлось и пешком пройти, упёрлась в окраину населённого пункта. Чуть вильнув влево, она пошла вдоль домов и вдруг превратилась в асфальт. Ехать было в удовольствие, только меня смущало, что дорога немного уходит в сторону от косы. Вышел на связь с Олегом, описал местность и спросил, правильно ли едем. Инструктор сказал ехать дальше и потом сворачивать направо. Действительно, уже метров через пятьдесят я разглядел на уходившей вправо грунтовке всю остальную группу, дожидавшуюся ехавших в хвосте. Вновь собравшись вместе, двинули мимо какой-то попавшейся легковушки по идушей между зарослями кустарника дороге. Мы выехали на Бугазскую косу. Коса эта, если просто смотреть в справочники - узкая полоска суши, 200-300 метров шириной, между запугивающим волнами Чёрным морем и совершенно спокойным, маняще тихим, прозрачным Бугазским лиманом, за которым простирается просто огромный Кизилташский лиман. Два берега косы друг для друга практически на всём её протяжении невидимы, поскольку посередине тянется гряда заросших кустами высоких песчаных барханов. Дорога идёт с северной стороны этой гряды, и хорошо, если в общей сложности проехать по сей дороге нам удалось метров двести... Крупный, рыхлый, сухой песок, в котором из-под тебя уходят ноги, ехать же на велосипеде вообще бесполезно. А длина косы - двенадцать километров...

Ведёшь вел по песку за руль, быстро понимаешь, что гораздо легче, если одной рукой его подталкивать за сиденье. Только не давить, не погружать велосипед в песок ещё больше! Когда рядом с дорогой оказывается ровная заросшая площадка, пробуешь уводить велик туда: песка там, может, и меньше, но ненамного, да ещё новый звук, издаваемый твоей "машиной", заставляет обратить внимание на результаты таких шараханий - в цепи, в педалях, в спицах застревают отломанные ветки. Я шёл последним, но обязательно кто-то был в пределах видимости: растянуться группе в таких условиях можно, а вот "убежать" кому-то от кого-то - нереально. Тем более я-то иду лёгкий и пустой, а большинство народа - с рюкзаками, которые вдавливают в песок либо человека, либо велосипед. В хвосте двигались Макс с Дашей, Маша и я, где-то впереди практически прокладывал путь Олег, пробуя ехать то там, то там, давая по рации советы, как и где лучше передвигаться. Надо сказать, что начало пути было в какой-то мере "слепым": дорога шла посередине косы, и мы не видели ни моря, ни лимана. К тому же мы шли, условно говоря, ближе к левому берегу косы (относительно барханов), и поскольку она изгибалась вправо, что там впереди и сколько, было совершенно непонятно. Олег передал по рации пробовать переходить на другой берег и идти по кромке моря, по плотному песку. Я сразу принял указание к действию, вышел на ветреный берег и сообщил по рации Максу, до этого шедшему где-то впереди меня, чтобы он меня не терял. На берегу Макс даже делал попытки проехать верхом на велосипеде. Смог недолго. И всё же идти так было побыстрее, чем по глубокому песку (хотя конец косы не проглядывался - лишь странный чёрный дым поднимался над ней где-то впереди). Потому, когда все вновь стали переходить на левый берег между барханами, у меня даже возникло чувство недовольства этим. А там у ребят был привал. Чуть передохнув, двинулись дальше, но теперь мы уже шли по краю лимана, так и призывавшего в нём искупаться (по-моему, впереди кто-то так и сделал, у меня же на это с моими темпами передвижения времени явно не было). Я иногда пробовал ехать, иногда, на коротких участках, это получалось, но периодически я норовил съехать в воду. Глядя на эти мучения, мной вновь решила заняться оказавшаяся рядом Даша. "У тебя с велосипедом всё в порядке, чего пешком идёшь? Может, передачи подобрать не можешь? Попробуй на самых низких" - и Дарья собственным примером заставляла пробовать, уезжая на велосипеде по зыбкой грани берега. Действительно, включив первую переднюю и вторую заднюю, мало-мальски ехал, правда, по-прежнему сильно бросало в стороны, да и песок из-под колёс никуда не делся: у воды он, может, и был плотнее, да всё равно вел проседал и усилия ногами приходилось прикладывать двойные. Меня ещё тащило к воде из-за уклона берега, и каждый раз, когда руль опасно поворачивался в сторону лимана, я резким движением левого колена выворачивал себя в противоположную сторону. Коленный сустав в этот день стал не просто зудеть или ныть - он стал на меня орать... Услышал, как по рации, Олег передаёт Максу, что можно выбираться на дорогу, где та подходит к берегу лимана - мол, песка меньше, можно ехать. Нужного места мы достигли метров через сто, ехать там было можно, но периодически: иногда вдруг на дороге оказывался участок глубокого песка, по которому вел снова приходилось волочь. Тем не менее, с этого момента в движении по косе появилась обнадёживающая динамика. Ближе стал тот самый чёрный дым справа, возвышавшийся над какими-то строениями - то ли домиками, то ли сараями. А слева на ветру колыхалось что-то странно разноцветное, похожее на большие флажки. Происхождение сих объектов было скрыто от нас барханами и растительностью, и лишь подойдя ближе в этих флажках можно было "распознать" купола кайтов.



По морскому берегу Бугазской косы. Фото: Мария Куракина.



Переходим на берег лимана к привалу. Фото: Дарья Гришина.



Странные "флажки" над косой. Фото: Иван Левин.

Впереди попался шлагбаум, стойки которого крепко сидели в горах песка - пролезать под ним пришлось только что не ползком. По обеим сторонам дороги появились припаркованные машины, на самой дороге пока ещё был песок, скрывший и оставивший незаметным даже небольшой мостик через речку, соединяющую лиман и море. И вот дорога стала почти что укатанной грунтовкой, по ней можно было ехать, только осторожно - поглядывая на большое количество стоявших вокруг машин и кучу снующего туда-сюда народа. Тут, наверное, каждый день такое, но у меня сложилось ощущение какого-то чемпионата по кайтингу: разодетые кайтеры разного возраста, пола и телосложения, больше десятка кайтов на воде, несколько на берегу и ещё непонятно сколько находились в процессе подготовки, ожидая своей очереди быть поднятыми ветром. Справа на обочине дороги сидели Ксюха с Дядей Женей и лицезрели всю эту картину. Основная часть группы проехала чуть дальше, получив в награду за борьбу на косе встречу с родным "Шараном". По поводу сбора группы в полном составе было решено устроить перекус. Стоило остановиться, как вспотевшее тело моментально начинало реагировать на ветер с воды - вот-вот и зубы застучат. Куртки - на себя (я напялил ветровку, которая со второго дня "ехала" под ремнями фотобокса), молнии - до упора. При этом за время перекуса ветер заметно стих, что особенно чётко прослеживалось по поведению кайтов. Пара куполов ещё висела над водой, но ветра сдвинуть их с места уже не хватало. Большинство же "флажков" вообще "погасло" - кайтеры выбрались на берег. "Потерю" одного из кайтов (по-моему, зелёного) особенно остро переживал разрыдавшийся Василий, никакие увещевания, что ветер наберёт силу и все снова поднимутся в воздух, не помогали парня успокоить. Времени был пятый час, Олег дал команду ехать дальше, я настолько продрог, что стартовал чуть ли не первым. Грунтовку сменил разбитый асфальт, на краю косы стояли какие-то административные здания, "охранявшиеся" облаявшей нас собакой. Мы удалялись от косы, но периодически слышали позади тот же собачий лай: это значило, что то же место проехал кто-то ещё из нашей группы. Асфальт стал приличнее, но уходил влево, то время как направо сворачивала грунтовка. Я спросил у Олега по рации, какой путь выбрать, он ответил: "Конечно же, по асфальту", с радостью выполнили сиё распоряжение, однако мне не давала покоя мысль, почему же нас не обгоняет наша машина сопровождения. Но вот, когда дорога снова повернула направо, чтобы пойти параллельно морю между цветущих полей, сзади обогнал "Шаран", с прицепленным сзади велосипедом. Оказывается, в машине продолжила путь Даша, и, видимо, ушло время, чтобы закрепить сзади авто её вел. Группа подтягивалась, меня постепенно обгоняли. Если сначала впереди были мы с Ольгой и Аней, то вот уже и Илья подоспел, и Денис с Лёхой набрали скорость. Я крутил педали весьма интенсивно, но снова не понимал, почему же остальные уходят от меня, как от стоячего. Закончились поля, разделённые, как заборами, рядами деревьев, начиналась станица Благовещенская. Этот населённый пункт порадовал своей ухоженностью и запомнился билбордами на каждом перекрёстке "В Анапе закон такой: 22:00 - детям пора домой". Станица была довольно большой, и ехать по ней нужно было не просто прямо. Так что Олег тормознул группу на одном из перекрёстков, дожидаясь отставших (крайней ехала Нолик), чтобы все верно вырулили на трассу, ведущую в сторону Анапы. На выезде из Благовещенской стоял указатель: Суворов-Черкесский 9 км, Виноградный 12 км. На цифры до Анапы смотреть не хотелось...



Мода на кайтинг. Фото: Анастасия Иванова.



Мода кайтинга. Фото: Анастасия Иванова.



Птицы в стропах. Фото: Анастасия Иванова.



Фото: Анастасия Иванова.

И вот про следующие два десятка километров я не понял вообще ничего... Что это было... Хорошая, в меру загруженная трасса, большую часть - ровная или даже под горку. Вот слева пейзаж "украшают" нефтяные "качалки", вот справа едва ли не до горизонта что-то непонятного цвета и табличка типа "Лечебные грязи. Охраняется государством". И не то чтобы ветер сильный, и не то чтобы вообще что-то сильно мешало... Но от меня все уехали... Мне удавалось вполне ровно держать велосипед на краю дороги, педали крутил - сколько сил было, а толку - ноль. Ну, то есть расстояние покрывалось, но и отставание увеличивалось. Ну, я не понимаю, почему все ехали настолько быстрее! Где-то на девятом километре ноги у меня просто начали неметь, я уже нашёл себе цель - какие-то белые строения далеко впереди слева от дороги, где решил тормознуть и слезть с велосипеда, тем более что дальше была горка. Доехал, остановился, тяжело дыша вылез из седла, став "пешеходом", даже перешёл на другую сторону дороги и потолкал велосипед вперёд. Наверху начинался городок Суворов-Черкесский, а справа от въезда в него располагалось кладбище - тогда мне это показалось символичным. Пройдясь и перераспределив нагрузку в мышцах, снова поехал. На выезде из Суворова-Черкесского остановился включить иллюминацию: к пасмурной погоде добавлялись сумерки, и раз уж я пилил тут один по дороге, решил себя ясно обозначить, включив под сиденьем задний фонарь и натянув налобный фонарик на шлем. А мужики по рации начали сеанс связи... Макс, как я понимаю, двигавший впереди, обращался к Олегу: "Легус, чё у тебя? Ты где? - Я у Виноградного, все проехали, только Серёга сзади, в полутора километрах..." Мне захотелось провалиться под землю, в грязь, в море, куда угодно вместе с велосипедом. В полутора километрах... Такого "масштаба катастрофы" даже я себе не представлял. В голове рисовалась картинка: где-то сидят двадцать человек, ждут "хвост" и чего-то думают... Чего думают, мне думать не хотелось... Олег ждал меня на въезде в Виноградный, лёжа в травке на обочине. Виднелась только голова, как у закопанного в песок Саида из "Белого солнца пустыни". "Давно обосновался?" - спросил я, продолжая возникшую в голове ассоциацию. В ответ Легус показал, куда мы держим путь и сказал, что постараемся срезать, проехав не по асфальту, а по грунтовке. Я заикнулся, что по асфальту я ещё хоть как-то еду, а вот по грунтовке... Но зацикливаться на этом не стали. "Тебе сиденье не низко? - А чёрт его знает", - и в попытке хоть как-то изменить режим своего передвижения, я поднял седушку повыше. Дорога из Виноградного вела к большому шоссе, на которое мы вырулили вправо через заправку. Олег быстро уезжал вперёд, а меня опять стало болтать по сторонам, из-за чего съехал на обочину, что дополнительно снизило скорость. Инструктор уже добрался до возможно нужной нам примыкающей справа грунтовки и, стоя на перекрёстке, успел у водилы какого-то местного авто уточнить путь. Когда я подъехал, Олег был лаконичен: сказал "Два", показав на грунтовку, и "Девять", махнув рукой в сторону асфальтированной трассы. "Нас остальные не побьют за такую разницу? - Я им говорил, что можно срезать. Но Илюха договорился с Ксюхой встретиться наверху на перекрёстке, так что едут туда". Семь лишних километров, в основном - в гору... Может, мне всё-таки повезло, что все остальные так быстро ехали? Я переключился на низкие передачи (первая - третья), чтобы лучше маневрировать между ухабами грунтовки и умудрялся особо не отстать от Олега. Правда, он при этом не напрягался. Миновали деревню Капустино, сверили дальнейший путь у местной жительницы и вскоре уже въезжали на окраину Витязево. "Меня девчонки удивили: Настя сказала, что они только приехали на стоянку. Я думал, они уже давно обосновались..." - задумчиво делился Легус. Мы ехали по улице вдоль моря, слева дома, справа деревья, Олег чуть поднажал, выискивая наших. Он вызывал Макса по рации, но какое-то время связи не было. А мне вдруг шибанул в нос запах сирени. И я увидел, что значительная часть деревьев этой окраины Витязево - сирень. С меня как рукой сняло напряжение, я специально вилял по пустой дороге, подъезжая ближе к обожаемо пахучим веткам. Проявился Макс - группа была уже в посёлке, "Серёга, ты на асфальт выехал?", - спросил Олег по рации, на минуту потеряв меня из виду. Мы с ним ещё тормознули у киоска: он взял себе банку пива, я - литровый пакет кефира. Весь не допил, зато выяснил, что тот прекрасно помещается и закрепляется в велосипедной подставке под бутылку. Ещё попетляли по улицам Витязево, двигаясь к центру посёлка. Наконец, у магазина на главной улице увидели родные лица и велы. Я внутрь не пошёл, стоял в сторонке, приходя в себя. Подошёл Макс, сказал что-то подбадривающее, зоркий Вано подивился виду велосипеда с кефиром на раме... Когда все вышли, нам оставалось преодолеть заключительный небольшой участок этого дня. И мы двинулись к побережью...



Фото: Иван Левин.

Путь по Витязево, о котором я раньше никогда не слышал, произвёл на меня неизгладимое впечатление. Улицы невысоких домов, большой православный храм, центральный парк - это ещё ладно. Дальше начались бесконечные пансионаты и базы отдыха, да не старые советские, а вполне новые, современные и по ухоженности, и по архитектуре. Огромный стеклянный спортивный комплекс с большушей эмблемой Всероссийской федерации волейбола (они тут сборы, что ли, проводят?) просто добил. "Я фигею с этого посёлка", - таковой была единственная засевшая в тот момент в голове мысль. Базы закончились, начался песчаный поросший берег. Чуть поманеврировав между холмами, выехали на место стоянки... Это была самая странная стоянка в моей жизни. Ровная площадка песка между барханами с двух сторон, дорогой - с третьей и каким-то малопроточным водоёмом, в котором громко квакали лягушки - с четвёртой. Лягушки квакали не только там, а, казалось, из-под каждого куста. Подъезды к этому месту были испещрены следами автомобильных протекторов, а на "въезде" на стоянку валялась куча отработанных автопокрышек. Я, уже увидев спортивную направленность этой окраины Витязево, подумал, не проводятся ли здесь какие-нибудь ралли. Моря видно не было - оно было отгорожено от нас высоченными барханами, за которыми до воды было ещё метров сто огромного песчаного пляжа, тянувшегося, похоже, до самой Анапы. Правда, пляж был довольно грязным, та же характеристика относилась к стоянке, особенное неудобство вызывала масса битого стекла в песке. Мы расположились под одним из песчаных холмов, сбоку устроили костровище, посередине поставили велосипеды, окружив их палатками. Надо сказать, вероятность какой-нибудь нежелательной встречи с местным населением здесь всем представлялась высокой. Так что мы впервые за поход собрали все имевшиеся велозамки и скрепили все велосипеды: обычно-то ограничивались тремя-четырьмя крайними с каждой стороны - остальные под весом наваленных друг на друга "машин" вытащить уже было невозможно. Раздобыв достаточно ветвистого сухостоя (сначала усердие в поиске дров проявил Илья, потом - Дядя Женя со Светой), сложили его у костра, так что получилось подобие забора из колючей проволоки - просто так не пройдёшь. Машина стояла недалеко от дороги, чтобы не увязла в песке, и Олег решил ночевать в ней. Я какое-то время находился в прострации, из которой меня парой фраз вывела Даша. Таскал дрова, скреплял велы, чувствовал себя не очень - очередной день напряжённой езды не прошёл даром, но в этот раз удалось "проскочить" по грани. В голову возвращался весь прошедший длинный день, включивший и пурханья на косе, и длинный переезд по шоссе. "В полутора километрах..." - эти звучащие из рации слова Олега крутились снова и снова. Стоял у костра и старался "не отсвечивать", народ расчехлил музыкальные инструменты и начал петь. Мне не пелось, было сильное раздражение на самого себя, хотелось забыть этот день, за этот день просто было стыдно. И я одним из первых пошёл спать.

Продолжение следует...

Распечатать материал



Всего комментариев: 0

Комментарии

Добавить комментарий!

Имя:
E-mail:

Код с картинки:

Фото дня

Новые репортажи:

  • Street Fashion Уличная мода Анапы Street Fashion Уличная мода Анапы

    Не особо бурно, но моя рубрика "Уличная мода" начинает оживать. На этот раз предлагаю вам посмотреть на модников в приморской Анапе, которых увидел фотограф f_serg во...

  • Здоровье армии - в руках самих военнослужащих! Здоровье армии - в руках самих военнослужащих!

    Сегодня в Государственной Думе проходили слушания в Комитете по обороне по вопросу медицинского и санаторно-курортного обеспечения военнослужащих и уволенных в запас. Материал об этом ...

  • Длинная дорога к морю… Длинная дорога к морю…

    Длинная дорога к морю… 31 мая поздно вечером группа новокузнецких ребят в сопровождении волнующихся родителей прибывала на железнодорожный вокзал. Ребят встречала группа веселый парней и девушек в оранжевых майках, которые помогали регистрироваться, рассаживаться в вагоны, успокаивали родителей, подбадривали детей - короче, настраивали всех на то, что предстоящее путеш...