Loading
 
 
  • Просмотров: 4224
  • Категория: ейск

Ейск. История, архитектура и просто жизнь. Часть 2.

  Город Ейск основан в 1848 году как портовый город у основания Ейской косы.



Инициатива в его создании принадлежит войсковому атаману Черноморского казачьего войска Григорию Анатольевичу Рашпилю, искавшему пути для сбыта товарного зерна и других сельскохозяйственных  продуктов, производимых в то время в Черномории. Это идея была активно поддержана Наместником Кавказа светлейшим князем Михаилом Семеновичем Воронцовым.  Он приложил немало усилий к тому, чтобы строительство нового города шло в строгом соответствии с генеральным планом.




Создание первого генерального плана Ейска, определившего все дальнейшее развитие города, началось, по всей видимости, после выхода в свет сенатского указа о создании города. Таким образом, Ейск был единственным кубанским городом, который сразу стал строиться по единому плану. Размеры будущего города были: с севера на юг - 910 сажень (1941,48 м.), с запада на восток  1450 сажень (3093,72 м.). После внесения всех уточнений и согласований, генеральный план портового города Ейска был лично утвержден М.С. Воронцовым 9 апреля 1849г.

Непосредственной разбивкой первых ейских улиц руководил Г.А. Рашпиль совместно с П.Н. Немировичем-Данченко.



Первоначально было разбито 22 улицы в пределах валов старой крепости: 9 продольных и 13 поперечных.  Набережный проспект предполагалось благоустроить, озеленить и сделать местом гуляния горожан, правда, это удалось сделать только в наши дни. Была запланирована постройка почтовой станции, полиции, тюрьмы и военной казармы.
  Были определены правила застройки города, обязывающие жителей строить фасадную часть дома в строгом соответствии с разработанным перечнем образцов-эскизов. При этом на улицу должно было выходить не менее 3-х окон. Строго регламентировался и вид ворот.  Было разработано 24 типа ворот с калитками, из которых можно было выбрать понравившийся образец. В качестве архитектурного стиля застройки   нового города была избрана эклектика, давшая возможность сочетать различные элементы архитектурного оформления фасада. Только на окраинах города градоначальником было дано разрешение применять упрощенные строительные материалы и допускать меньшие размеры строений,  «без отступления, впрочем, от утвержденных архитектурных форм».







Две главные проблемы в области городского благоустройства всегда заботили местное самоуправление. Первая из них - мощение городских улиц. Камня для мощения улиц в Ейске  не было, стоил он дорого, и для городского бюджета такие расходы были неподъемными. Решили эту проблему неожиданно просто: портовые сборы с кораблей, приходящих  в Ейский порт за пшеницей,  стали взимать гранитом.  Это было весьма выгодно судовладельцам, так как корабли в Ейск под погрузку шли порожняком, и камень выполнял функции балласта.  Если корабли не привозили камень, то пшеницу им отпускать было запрещено. Мало того, возчики, возившие грузы в порт, были обязаны на обратном пути загружаться камнем и доставлять его к месту строительства. Часть мостовых сохранилась и по сей день, часть была разобрана, и камень роздан людям. Мой предприимчивый отец сделал из этого камня фонтан в нашем дворе, который так понравился моему другу (часть1).





Второй проблемой было освещение городских улиц. Регулярно ейские улицы начали освещаться с 1875 года. Для этого было поставлено 63 фонаря на деревянных столбах, также было принято решение производить установку фонарей «хозяйственным способом».  Весь город был разбит на участки, приблизительно равные по площади и числу фонарей, жители каждого участка материально участвовали в устройстве уличного освещения.

Осенью 1906 года была смонтирована телефонная станция на 63 номера, абонентская плата составляла 75 рублей в год.

Строительство по типовым или, как тогда называли, «образцовым проектам», пришло в Россию в начале XVII века, с началом строительства Петербурга. На Кубани оно было применено впервые именно в Ейске.

Особое значение имело типовое проектирование для формования архитектурного облика массовой жилой застройки. Архитектурно-планировочная система Ейска строилась на принципе соподчинения массовой «фоновой» застройки с уникальными опорными зданиями. Индивидуальные проекты делались лишь для  таких значительных сооружений, как соборы, гостиные дворы, крупнейшие административные здания и жилые здания дворцового типа. Для массовой жилой застройки создавались типовые проекты. Увеличение числа типовых проектов к концу 19 века можно объяснить стремлением как можно больше удовлетворить запросы частных застройщиков.

Формирование современной городской застройки Ейска развивалось во второй половине XIX века и начале XX века, в городе сохранилось немало замечательных образцов русской эклектики, отражающие вкусы и настроения не одного поколения людей, это целая эпоха в нашей истории.







Формирование современной городской застройки Ейска развивалось во второй половине XIX века и начале XX века, в городе сохранилось немало замечательных образцов русской эклектики, отражающие вкусы и настроения не одного поколения людей, это целая эпоха в нашей истории

Сохранилась в городе и застройка так называемого  «кирпичного стиля»,  который возник в 1870-х годах на волне поиска национального стиля и взгляда на строительный материал как на стилеобразующий фактор. Особое внимание уделялось неоштукатуренным зданиям с облицовкой из кирпича. Кирпичный стиль стал символом практических устремлений века, материалом и стилем массового дешевого строительства. На первый план выступает ковровый рисунок фасада, воспринимаемый как единое орнаментальное панно.







Дома строили в основном одноэтажные, полутораэтажные и двухэтажные. Большинство из них - деревянные, обложенные кирпичом. Были и просто деревянные, деревянные обмазанные, саманные, каменные, кирпичные. Кровля большинства городских домов была черепичная, производства местных заводов Марасина, Кичина, Сафонова. Дома богатых горожан и общественные здания были покрыты железом.

В 1890-х годах в европейской архитектуре начинается формироваться течение  стиля модерн. Развитию модерна способствовало появление железобетона, что позволяло придавать конструкциям разную форму. В Ейске также начали появляться здания, содержащие элементы в оформлении фасадов этого стиля.

Сейчас Ейск прирастает в основном за счет частного сектора, одно двух этажного, и многоэтажного домостроения от 5 до 9 этажей. А этот ряд фотографий отчасти отражает современную архитектуру города.)






























Распечатать материал
  • Фото: Name LJ
  • Категория: ейск



Всего комментариев: 0

Комментарии

Добавить комментарий!

Имя:
E-mail:

Код с картинки:

Фото дня

Новые репортажи:

  • Ейск. История и архитектура. Ейск. История и архитектура.

      Город Ейск основан в 1848 году как портовый город у основания Ейской косы. Инициатива в его создании принадлежит войсковому атаману Черноморского казачьего войска Григорию Анатольевичу Рашпилю, искавшему пути для сбыта товарного зерна и других сельскохозяйствен...

  • Путевое: Ясенская переправа Путевое: Ясенская переправа

    В связи с ожидаемо постигшим "христовым возрастом" - было принято решение уехать из города куда-нибудь на побережье осеннего моря, подальше от компьютеров и цивилизации, попинать осенние листья. Чтобы никто не звонил, не писал - и чтобы ни одного компьютера. Выбор пал на Ясенскую Переправу. Несмотря на ...

  • В Ейск пришла зима. В Ейск пришла зима.

    http://yeisk.ucoz.ru