Loading
 
 
  • Просмотров: 8827
  • Источник: Cайт...

Ейск. История и архитектура.

  Город Ейск основан в 1848 году как портовый город у основания Ейской косы.



Инициатива в его создании принадлежит войсковому атаману Черноморского казачьего войска Григорию Анатольевичу Рашпилю, искавшему пути для сбыта товарного зерна и других сельскохозяйственных  продуктов, производимых в то время в Черномории. Это идея была активно поддержана Наместником Кавказа светлейшим князем Михаилом Семеновичем Воронцовым.  Он приложил немало усилий к тому, чтобы строительство нового города шло в строгом соответствии с генеральным планом.




Создание первого генерального плана Ейска, определившего все дальнейшее развитие города, началось, по всей видимости, после выхода в свет сенатского указа о создании города. Таким образом, Ейск был единственным кубанским городом, который сразу стал строиться по единому плану. Размеры будущего города были: с севера на юг - 910 сажень (1941,48 м.), с запада на восток  1450 сажень (3093,72 м.). После внесения всех уточнений и согласований, генеральный план портового города Ейска был лично утвержден М.С. Воронцовым 9 апреля 1849г.

Непосредственной разбивкой первых ейских улиц руководил Г.А. Рашпиль совместно с П.Н. Немировичем-Данченко.



Первоначально было разбито 22 улицы в пределах валов старой крепости: 9 продольных и 13 поперечных.  Набережный проспект предполагалось благоустроить, озеленить и сделать местом гуляния горожан, правда, это удалось сделать только в наши дни. Была запланирована постройка почтовой станции, полиции, тюрьмы и военной казармы.
  Были определены правила застройки города, обязывающие жителей строить фасадную часть дома в строгом соответствии с разработанным перечнем образцов-эскизов. При этом на улицу должно было выходить не менее 3-х окон. Строго регламентировался и вид ворот.  Было разработано 24 типа ворот с калитками, из которых можно было выбрать понравившийся образец. В качестве архитектурного стиля застройки   нового города была избрана эклектика, давшая возможность сочетать различные элементы архитектурного оформления фасада. Только на окраинах города градоначальником было дано разрешение применять упрощенные строительные материалы и допускать меньшие размеры строений,  «без отступления, впрочем, от утвержденных архитектурных форм».







Две главные проблемы в области городского благоустройства всегда заботили местное самоуправление. Первая из них - мощение городских улиц. Камня для мощения улиц в Ейске  не было, стоил он дорого, и для городского бюджета такие расходы были неподъемными. Решили эту проблему неожиданно просто: портовые сборы с кораблей, приходящих  в Ейский порт за пшеницей,  стали взимать гранитом.  Это было весьма выгодно судовладельцам, так как корабли в Ейск под погрузку шли порожняком, и камень выполнял функции балласта.  Если корабли не привозили камень, то пшеницу им отпускать было запрещено. Мало того, возчики, возившие грузы в порт, были обязаны на обратном пути загружаться камнем и доставлять его к месту строительства. Часть мостовых сохранилась и по сей день, часть была разобрана, и камень роздан людям. Мой предприимчивый отец сделал из этого камня фонтан в нашем дворе, который так понравился моему другу (часть1).





Второй проблемой было освещение городских улиц. Регулярно ейские улицы начали освещаться с 1875 года. Для этого было поставлено 63 фонаря на деревянных столбах, также было принято решение производить установку фонарей «хозяйственным способом».  Весь город был разбит на участки, приблизительно равные по площади и числу фонарей, жители каждого участка материально участвовали в устройстве уличного освещения.

Осенью 1906 года была смонтирована телефонная станция на 63 номера, абонентская плата составляла 75 рублей в год.

Строительство по типовым или, как тогда называли, «образцовым проектам», пришло в Россию в начале XVII века, с началом строительства Петербурга. На Кубани оно было применено впервые именно в Ейске.

Особое значение имело типовое проектирование для формования архитектурного облика массовой жилой застройки. Архитектурно-планировочная система Ейска строилась на принципе соподчинения массовой «фоновой» застройки с уникальными опорными зданиями. Индивидуальные проекты делались лишь для  таких значительных сооружений, как соборы, гостиные дворы, крупнейшие административные здания и жилые здания дворцового типа. Для массовой жилой застройки создавались типовые проекты. Увеличение числа типовых проектов к концу 19 века можно объяснить стремлением как можно больше удовлетворить запросы частных застройщиков.

Формирование современной городской застройки Ейска развивалось во второй половине XIX века и начале XX века, в городе сохранилось немало замечательных образцов русской эклектики, отражающие вкусы и настроения не одного поколения людей, это целая эпоха в нашей истории.







Формирование современной городской застройки Ейска развивалось во второй половине XIX века и начале XX века, в городе сохранилось немало замечательных образцов русской эклектики, отражающие вкусы и настроения не одного поколения людей, это целая эпоха в нашей истории

Сохранилась в городе и застройка так называемого  «кирпичного стиля»,  который возник в 1870-х годах на волне поиска национального стиля и взгляда на строительный материал как на стилеобразующий фактор. Особое внимание уделялось неоштукатуренным зданиям с облицовкой из кирпича. Кирпичный стиль стал символом практических устремлений века, материалом и стилем массового дешевого строительства. На первый план выступает ковровый рисунок фасада, воспринимаемый как единое орнаментальное панно.









Дома строили в основном одноэтажные, полутораэтажные и двухэтажные. Большинство из них - деревянные, обложенные кирпичом. Были и просто деревянные, деревянные обмазанные, саманные, каменные, кирпичные. Кровля большинства городских домов была черепичная, производства местных заводов Марасина, Кичина, Сафонова. Дома богатых горожан и общественные здания были покрыты железом.

В 1890-х годах в европейской архитектуре начинается формироваться течение  стиля модерн. Развитию модерна способствовало появление железобетона, что позволяло придавать конструкциям разную форму. В Ейске также начали появляться здания, содержащие элементы в оформлении фасадов этого стиля.

Сейчас Ейск прирастает в основном за счет частного сектора, одно двух этажного, и многоэтажного домостроения от 5 до 9 этажей. А этот ряд фотографий отчасти отражает современную архитектуру города.)

































Всего комментариев: 0

Комментарии

Добавить комментарий!

Имя:
E-mail:

Код с картинки:

Фото дня

Новые репортажи:

  • на Должанке на Должанке

    Есть в Краснодарском крае такая станица, зовется Должанская Мы туда ездили смотреть солнечное затмение

  • Иван Поддубный, или Русская мощь Иван Поддубный, или Русская мощь

    Сохранять свою спортивную честь, не ложиться по приказу организатора чемпионата на определенной минуте, могли лишь выдающиеся атлеты, такие, как Иван Поддубный, Иван Шемякин, Николай Вахтуров…Борец Иван Заикин, знаменитый «волжский богатырь»

  • станица Должанская + 1 (один) Ейск станица Должанская + 1 (один) Ейск

    Есть в Краснодарском крае такая станица, зовется Должанская Главная достопримечательность Должанки - закаты