Loading
 
 
  • Просмотров: 2593
  • Источник: Cайт...

Последний еврей уезжающий Погасит на станции свет



Un och winsch ich dir a hous fun zimerent
un a dach fun muschkotn
un di tir fun neglen
un schaibn fun krischtel

Нечасто попадаются темы, на которые так тяжко пишется. Неделя прошла, а я все рассказываю о чем угодно, но не о том, ради чего я, собственно и поехала гулять по воспеваемой мной деревне.




Есть музеи в Берлине, Вене, судя по всему - в Кёлъне, Мюнхене. И еще здесь, в Хоенемсе. И все.
О Мюнхенском я рассказывала. Похоже, что он самый юный и самый бедный - почти все экспонаты, тогда там выставленные , были из Берлина, Вены и Хоенемса. Да, именно так - Вена, Берлин, Мюнхен - и эта маленькая деревушка. Достойный повод ощутить некую гордость за малую родину.
Деревушка небольшая, но в живописном центре, частично скрытый цветущими каштанами, расположился еврейский квартал. И в самом его центре - уютная вилла. Нам - сюда.


Еврейский музей Хоэнемсa  - это региональный музей традиций еврейской общины Хоенемса и их взносa в развитие Форарльберга и близлежащих регионов (до Брегенца и Санкт-Галлена). Кроме того, музей имеет международное значение. Он занимается также современным еврейством в Европе, диаспорой в Израиле и вопросами будущего европейского миграционного общества.


Конец еврейской общины Хоенемса, региональная история NS, изгнание и высылка последних членов общины, антисемитизм в Австрии и Shoa / Холокост - основные темы музея. Кроме региональной и глобальной истории он посвящен людям и их истории и поддерживает отношения с потомками еврейских семей из Хоенемса во всем мире.


Единственная сохранившаяся микве в Австрии находится также в Хоенемсе. Она-часть музея, но посмотреть можно по предварительной договоенности.


Постоянная выставка на построенной в 1864 вилле Хайманн-Розенталь документирует историю еврейской общины Хоенемса, которая существовала более 3 столетий, до момента ее уничтожения в национал-социалистический период. Музей предлагает ежегодно меняющиеся выставки  и обширную организационную
программу. Так как в Хоенемсе больше не существует никакой еврейской общины, нет никакой еврейской жизни, посредничество и связи музея осуществляются людьми нееврейской национальности.


Еврейский музей в Хоенемсе открылся в апреле 1991 на вилле Хайманна-Розенталя в центре бывшего еврейского квартала. В 2007 полностью по-новому оформленная постоянная выставка предлагает сфокусированную историю еврейской жизни как образец рассказанной локальной истории и ее отношений. В соответствии с интересами посетителей выставка раскрывает конкретную жизненную действительность диаспоры в контексте европейской истории о миграции и международных отношениях, сетях и глобализации. Она ставит людей на передний план, их противоречия и субъективный опыта, их жизненные цели и обычаи: таких людей, как как Саломон Зульцер, основатель современной европейской музыки для синагог так же, как торговец вразнос и хозяин ресторана, раввин и преподаватель, торговый агент и фабрикант, как семейство Розенталей, в вилле которых, построенной в 1864, размещен музей.


С момента открытия музея, благодаря контактам с потомками хоенемсских евреев во всем мире и многократным дарениями, возникла большая коллекция будничных предметов и личных документов, которые впервые могут бытъ показаны. Современные аудиогиды и видеостанции делают возможными новый доступ к „истории изнутри“.


Выставка существует на немецком, английском и французском языке для международной публики. Особая детская выставка Моники Хелфер и Барбары Штайниц открывает новый взгляд на историю молодой публике и стимулирует диалог между поколением. Выставочная архитектура Эриха Штайнмайра и Фрица Машера, оформление  дизаинерского бюро stecher id и новая выставочная концепция превращают бывший жилой дом в музей: дом, в
котором мы можем воспринимать и саму старую старую виллу как экспонат. Таким образом вилла Хайманна-Розенталя сегодня - это место, в котором мы можем приблизиться к разнообразию историй и объектов и осознаем нас самих как "наблюдателей" - место встречи с прошлым,требующее актуального современного опыта.


Когда город Хоенемс приобрел построенную семьей фабриканта виллу Хайманна-Розенталя в 1983 и искал возможности использования для здания, вскоре началосъ обсуждение возможности создания еврейского музея. Культурно-политически активные сотрудники бургомистра Отто Аманна основали в 1986 сообщество Еврейский музей Хоенемс, чтобы иметъ возможностъ создать такую институцию и вместе с тем возможность знакомиться с еврейской историей, с культовой и культурной жизнью. Отто Аманн был выбран также первым президентом союза.
В 1989 историку Курту Гройсзингу поручали разработать музейную программу, которая иллюстрирует историю евреев в Форарльберге в перспективе отношений между меньшинством и большинством и открывает доступ к ней посетителю музея. Проектная группа, состоящая  из Бернхарда Пурина, Евы Грабхер и Сабины Фукс осуществила эту программу почти за один год. Вместе с архитекторами (Эльза Прохацка и сотрудники, Вена) и графиками
(A&H Галлер, Вена) музей был конципирован как  „книга, в которую можно войти“.


Немногие объекты, которые сохранились еще от еврейской общины Хоенемса, свидетельствуют об
устранении еврейских следов в Форарльберге. Поэтому посетителя встречают преимущественно двухмерные экспонаты усиленные, многослойной системой изображения, перевода и классификации. Применяются и другие средства массовой информации как видео, акустическая инсталляция и диапозитивы: Языковая лаборатория представляет также использовавшийся в Форарльберге идиш. Один зал посвящен музыке уроженца Хоенемса Саломона Зулцера (в 1804-1890, кантор), новатора музыки синагог. В мансарде свидетели рассказывают о своих воспоминаниях о еврейском Хоенемсе.


Еврейская история начинается в Хоенемсе в 1617 с поселения первых евреев местной имперской графской семьей (защитная грамота) и заканчивается в 1942 высылками в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Вместе с бывшим христианским переулком (сегодня Марктштрассе) бывший еврейский квартал образует ядро исторического Хоенемса. Сегодня множество следов еврейской истории сделалисъ разборчиво читаемыми,  но здесь больше нет Еврейской общины. Наряду с синагогой, школой, приютом для бедных и миквы,многочисленныx городскиx домob и вилл фабрикантов, существовало основанное в 1797 кафе, „Kaffeehaus Kitzinger.


Вплоть до первой половины 19-ого столетия община непрерывно росла; после либерализации государственным основным законом в 1867 последовала сильная миграция в близлежащие, также швейцарские, города. В 1935 еврейская община насчитывала еще 35 членов. После окончания войны в 1945 здесь временно были размещены еврейские Displaced Persons (DPs). Еврейское кладбище используется время от времени до сих пор. Но из бывших членов общины никто не вернулся сюда на постоянное место жительства.


О том, что музей жив, говорит почти домашняя атмосфера, уютные диванчики в кафе, где я уже однажды бывала - здесь честенько проходят литературные чтения. Я слушала здесь Виктора Ерофеева лет 12 назад, но зайти в музей, как это водится, -все не получалось.


Уже в 1905 хоенемсский раввин Арон Тенцер своей обширной историей евреев в Хоенемсе положил основу для исследования этой истории. Между тем появились многочисленные публикации и видеофильмы о Еврейской истории в Хоенемсе, антисемитизме и национал-социализме в Форарльберге и о том, как обходиться с бывшим еврейским кварталом в Хоенемсе, которые доступны в том числе в Еврейском музее Хоенемса.


В 1617 защитная грамота имперского графа Каспара фон Хоенемса создала законную основу для переселения еврейских семей и создания еврейской общины.


Имперский граф ожидал вследствие этого экономических импульсов для своего рынка. В 17-ом веке дошло до изгнаний, после этого, однако, еврейским семьям было разрешено вернуться и еврейская община процветала. Дошло до строительства синагоги, ритуального бассейна (Mikwe), дома для бедных и еврейского кладбища.


В 1797 Герц Якоб Китцингер родом из Аугсбурга основал первое кафе Форарльберга. Скоро "кафе Kitzinger " стало местом встречи для самых различных иудейских сообществ. Таким образом еврейские граждане основали в 1813 общество чтения в этом доме. Вплоть до первой половины 19-ого столетия община непрерывно росла, число еврейских жителей достигло апогея в 1862  и насчитывало 564 человек. Государственные основные законы 1867 и
связанный с ними свободный выбор места жительства для евреев привели тогда к сильной миграции в  близлежащие города, так что в 1890 уже только лишь 118 евреев жили в городе.


В 1935 еврейская община насчитывала только 35 членов. В 1938 после присоединения Австрии к Реиху еврейская собственность была конфискована общиной Хоенемса. За этим последовал принудительный роспуск культовой общины в 1940 и высылка оставшихся членов общины в концентрационные лагеря и лагеря смерти. Последней была депортирована из Форарльберга 25 февраля 1942 еврейка Фрида Нагельберг . Еврейский квартал в Хоенемсе считается за пределами Форарльберга одним из немногих так гармонично сохраненных ансамблей  еврейской истории. В 1996 году произошло в соответствии с этим официальное взятие под защиту государства самых существенных частей Еврейского квартала федеральным учреждением исторического памятника. Исторический архитектурный состав центра города - это культурно-историческое свидетельство многовекового сосуществования 2 традиционных общностей - христианских и еврейских - в этом месте.


Еврейский квартал отражает социальную ситуацию хоенемсских евреев. Они отвечали за торговлю и денежный заим: городские обязанности, которые они исполняли в сельских областях. Для этого граф Каспар и привел евреев в свое графство. Они были ориентированы обывательски и поддерживали развитие  гражданского общества, которое учреждало также в деревне городской образ жизни с момента промышленной революции начиная с середины 18-ого столетия.


Соломон Зульцер (нем. Salomon Sulzer; 30 марта 1804, Хоэнемс - 17 января 1890, Вена) - австрийский еврейский музыкальный деятель, кантор и композитор. При рождении носил фамилию Леви (нем. Levi); в 1813 г. вся семья изменила её на «Зульцер» в память о городе Зульц, откуда она была родом. Отец виолончелиста Йозефа Зульцера.
С юных лет готовился к карьере кантора, в 1820 году занял этот пост в Хоэнемсе.


В 1826 г. был приглашён венским раввином Исааком Манхаймером занять аналогичный пост в столице Австрии. В этом качесте Зульцер работал всю жизнь, получив широкую известность как реформатор синагогального пения. Он написал и составил ряд сборников еврейской духовной музыки - прежде всего, основательное двухтомное издание «Песнь Сиона» (Shir Tziyyon, Вена, 1845-1866).


Кроме того, Зульцер был не чужд и светского музицирования, славился как исполнитель вокальных сочинений Франца Шуберта, преподавал в Венской консерватории.


ЗУ́ЛЬЦЕР Шломо (Sulzer, Salomon; Заломон; 1804, Хоэнемс - 1890, Вена; первоначальная фамилия - Леви, смененная родителями Зульцера в 1805г.
по наименованию города в Австрии Зульц, откуда семья Зульцер переехала в Хоэнемс), хаззан (баритон) и литургический (см. Литургия) композитор.


С 13 лет кантор синагоги в Хоэнемсе, с 1826 г. по 1881 г. - главный кантор венской еврейской общины. В 1845-48 гг. - профессор пения в Венской консерватории. Стремясь трансформировать древние традиции еврейской литургии в духе венской классики, Зульцер организовал при Венской синагоге хор, с которым исполнял собственные обработки еврейской литургической музыки. Зульцер - автор широко известного в свое время собрания еврейских синагогальных песнопений «Шир Цион» (т. 1, 1839; т. 2, 1865). Друг Зульцера композитор Ф. Шуберт написал для Зульцера и его хора сочинение «Псалом №92, субботняя песнь».


Композитор Ф. Лист в своей книге «Цыгане в музыке» посвятил пению и композициям Зульцера восторженные страницы. Реформистские устремления Зульцера (см. Реформизм в иудаизме) выражались в попытках ввести в синагогальную литургию музыкальные элементы, заимствованные из христианской литургии, органное сопровождение и т. п. Предлагаемые Зульцером реформы были приняты многими рефор­мист­скими синагогами, но подавляющее большинство канторов Восточной Европы отвергало их.

..Пора бы нам сказать: Спасибо вам, евреи,
За то, что труд ваш долго не стареет.
Хоть злая чернь всего не понимала,
Спасибо вам за Левитана и Шагала.
Простым трудягам помнить нет резона
Эйнштейна, Фрейда, Пастернака, Мендельсона….....


В 1200 расцветающие торговые города на Боденском озере давали стимул многим изгнанным из Северной Франции евреям осесть там на жительство. Так возник «Мединат Боденское озеро» (район Боденское озеро), как евреи обозначали обьединение всех общин в географической области Швейцария, Австрия, Бавария и Швабия. <...>


Археологически подтвержденное существование различных восточных культов в Бригантуме дает основание предполагать, что уже в римское время отдельные евреи жили в Форарльберге. Святой Флоринус, один из покровителей епископства Кур, происходил якобы, от еврейской матери. Гарантировано, что в раннем средневековье торговля часто осуществлялась еврейскими путешественниками, которые снабжали и Форарльберг различными товарами.


Первое документально доказуемое поселение евреев в 1310 в находилось в Фельдкирхе. Графы Монтфорт Фельдкирхские брали займы с 1286 у евреев в Линдау, Констанце и Юберлингене; так kak существовал церковный закон, запрещающий ссуды денег под проценты, евреи занимали монопольное положение в денежной торговле. Тогда растущие города, к которым принадлежал также и Фельдкирх, нуждались в евреях, чтобы оживить кредитную торговлю. Впоследствии город Фельдкирх ввел ряд законных определений, которые должны были облегчить денежную торговлю евреев;


Вероятно, первые евреи из Констанца прибыли в Фельдкирх, где в 1310 некий Эберлинус Юдаеус владел 3 участками в пределах городских стен. Фелъдкирхские евреи оставались всегда частью болъшой еврейской общины "medinat bodase " (= район Боденское озеро), центр которого лежал в Юберлингене. находящееся там еврейское кладбище, впервые документалъно упомянутое в 1226, использовалось также и евреями из Фелъдкирха. Число евреев в Фельдкирхе могло бы в раннем 14. столетии от 30 до 40 человек, но должно было вырасти, однако, так как в 1343 многие еврейские семъи хотели переехатъ в Блуденц. Тем не менее, хозяин города с успехом выразил протест против этой миграции "своих" евреев, по меньшей мере, он потребовал в оплату все их имущество. Уже на несколько лет позже эта первая еврейская община в Форарльберге прекратила существование. На евреев возложили ответственность за бушевавшую тогда чуму и обвиняли их в том, что они отравили источники. Под пытками полученные признания во всей Средней Европе вели к сжиганию евреев. В Фельдкирхе  21 января 1349 все евреи были сожжены.


Однако, еще в том же самом году выяснилосъ, что без еврейских кредитов обойтисъ было нельзя: Весь город Фельдкирх сгорел и нуждался в деньгах на восстановление. Попытались создать стимул для евреев снова осестъ в Фельдкирхе еще более либеральным оформлением городского права.  Теперь рукоприкладство по отношению к евреям особенно строго наказывалось. В 1354 еврейка по имени Толъца, оставшаяся в живых после бойни 1349, перед земелъным судом в Ранкваиле смогла вести процесс по поводу отчуждаемого отцовского наследства. И все же, Фелъдкирх не достиг болъшого успеха; евреи не приезжали.


Только в 1380 евреи снова в большем числе в области Боденского озера поселилисъ евреи - особенно в Цюрихе и Констанце, одиночки также в Фельдкирхе - которые оставались связанными однако тесно с Констанццскими евреями. Как и раньше эти евреи получили ключевые позиции в денежной торговле.Новые преследования привели в 1443/48 к изгнанию евреев из всех городов Боденского озера.


Форарльберг оставался на долгое время регионом без евреев, которые смогли обосновываться здесъ снова только в 17-ом. Изгнанные из городов евреи искали убежище в деревне: возникал так называемый деревенский иудаизм. Кредитный бизнес отступал, вместо этого евреи работали теперь с лошадъми, скотом, сельскохозяйственными продуктами, текстилем, кожей, металлом и т.д. Город Фельдкирх не допускал болъше евреев, так что они просилисъ в 1617 в Хоенемс. Тамошняя еврейская община смогла продержаться до 20-ого века и вырасти до действительно солидной величины. Во время Тридцатилетней войны еврейские беженцы оседали в 1635/40 в Фельдкирхе (Тизис, Ранкваилъ, Гётцис, Медер, Гаиссау, Фуссах), в 1637/44 также в Блуменегге (Тюринген, Лудеш) и в 1637/51 в Эшнерберге (Маурен, Эшен - сегодняшний Лихтенштеин). Однако, продержатъся было дано только Хоенемсской еврейской общине. Но и она должна была искать спасения в бегстве из-за напряжения с графом в 1663/67 в Алътенштадт и в 1676/88 в Зулъц.


В 1688 в Зульце остались, однако, 3 самых богатых еврея и образовали там к 1744 еще одну еврейскую общину на Форарлъбергской земле.


Сначала она оченъ хорошо развиваласъ и была даже построена синагога в 1738; тем не менее, в 1744 она пала жертвой насильственного изгнания: как результат продолжительной антисемитской политики форарлъбергских земских представительств, которые добились привилегий в 1750 в от императрицы Марии Терезии, в том, что евреи должны были быть изгнаны на вечные времена из Форарльберга и больше не могли заниматься там торговлей. <....>


Сначала евреи Зулъца нашли убежище в княжестве Лихтенштейн и позже в Хоенемсе. После присоединения Хоенемса к Австрии Мария Терезия издала в 1769 новую защитную грамоту, которая сильно ограничивала евреев и разрешала им торговлю толъко в Хоенемсе и Лустенау. Тем не менее Хоенемсская еврейская община благодаря просвещенному чиновничеству положительно развиваласъ. В 1770/72 впервые была сооружена синагога, которая как здание  существует еще сегодня.


Под баварским господством эмансипация хоенемсских евреев достигла больших успехов. Закон 1813 ввел исполъзование фамилий. Люди приспосабливались, отказывалисъ от еврейского языка в пользу немецкого. Теперь евреи могли учитъся и получатъ профессии в сельском хозяйстве. Особенно многие врачи были выходцами из Хоенемсской еврейской общины, среди них также всемирно известный Евгений Штайнах. Насколько выросла уверенность евреев в себе можно увидетъ из ихтребований: они требовали собственного представительства в ландтаге Форарлъберга  после 1815. Тем не менее толъко в 1867 евреи достигали законного уравнивания их в правах в Австрии.


Закон об уравнивании в правах 1867 привел к исчезновению селъского иудаизма и вместе с тем также общины Хоенемса. Она насчитывала около середины 19 века еще более 500 человек, в 1890 это были только 118, в 1910 - 66, в 1934 только 18. Теперь много евреев переселялосъ назад в города, где у них были лучшие шансы для профессионального развития. Хоенемс, который был еще в 19-ом веке штаб-квартирой  раббината для всего Тироля и Форарльберга  раввины которого заботились о евреях также в Боцене, Мерано, Арко, Тренто и Роверето, должен был передатъ полномочия в Инсбрук в 1914.




Подпись под кожаными традиционными шортиками гласит-кантор еврейской общины Хоенемса настолько юбил их носить, что даже вывез в эмиграцию в Америку. Его дети передали видавшие виды штаны в дар музею.


На рубеже столетий евреи подвергалисъ сильным антисемитским притеснениям, которые не приостанавливались даже в междувоенное время. В 1938 в Форарльберге жили еще 27 евреев, из них 14 в Хоенемсе . Если своевременное бегство в Швейцарию им не удавалосъ, они были переселены в 1941 в принудительном порядке; болъшинство было убито в Терезиенштадте.








Следующий документ вызвал легкое дежавю. Спешное решение о переменовании улиц, носящих (около)еврейские названия. В Хоенемсе таких обнаружилось аж 3 штуки. Когда я вспоминаю возникновение незалежной латвии и спешные переименования всего, что напомонало бы о советском времени, возникают ассоциации.


А когда смотрю на списки депортаций и вижу там аж три депортации в Ригу - становится совсем уж грустно.




В подвальном помещении - та самая экспозиция про самые животрепещущие вопросы о еврействе, которые задаются чаще всего. Не то - у людей нет интернета, не то - они не умеют читать, вопросы-то несложные...


Прощальный взгляд с балкончика на цветущий квартал - и я выныриваю на поверхность сегодняшнего дня.

Под крики толпы угрожающей,
Хрипящей и стонущей вслед,
Последний еврей уезжающий
Погасит на станции свет.
Потоки проклятий и ругани
Худою рукою стряхнёт.
И медленно профиль испуганный
За тёмным окном проплывёт.
Как будто из недр человечества
Глядит на минувшее он…
И катится мимо отечества
Последний зелёный вагон.
Весь мир, наши судьбы тасующий,
Гудит средь лесов и морей.
Еврей, о России тоскующий
На совести горькой моей.
Б.Ш.Окуджава

Распечатать материал
  • Фото: Name LJ
  • Теги: Монтфорты, Австрия, Габсбурги



Всего комментариев: 0

Комментарии

Добавить комментарий!

Имя:
E-mail:

Код с картинки:

Фото дня

Новые репортажи:

  • станица Должанская + 1 (один) Ейск станица Должанская + 1 (один) Ейск

    Есть в Краснодарском крае такая станица, зовется Должанская Главная достопримечательность Должанки - закаты

  • Собираем гуманитарную помощь всем миром Собираем гуманитарную помощь всем миром

    Столица Кубани скорбит сегодня со всей Россией. Сбор гуманитарной помощи осуществляется буквально всем миром. В Краснодаре развернуты пункты приема помощи по многим адресам. Большую помощь оказывают...

  • Ейск Ейск

    Тихий курорт на Азовском море! 46° 41′ 0″ N, 38° 17′ 0″ E В конце июля ездил на пару дней к другу-однокашнику в маленький, уютный, кубанский городок Ейск, основанный в 1848 году как порт в пределах Черноморского казачьего войска. Расположен на Ейской косе и получивший свое название от реки Ея, впадающей в Таганрогский залив Азовского моря. Население всего около 100 тысяч. Ра...