Loading
 
 
  • Просмотров: 5469
  • Источник: Cайт...

Черное море. Белый пароход.

С каким восхищением смотрим мы на прекрасные белые лайнеры, ошвартовавшиеся у Одесского Морвокзала. Красавицы «QUEENы», «СOSTы», «PRINCESSы»… Только жаль, что всё это - заезжие гости - Голливудские красавицы.
А ведь, совсем, казалось бы, недавно, мы с таким же восхищением смотрели на другие белые лайнеры у другого морвокзала.
Морвокзал или, как старожилы-одесситы называют, «Крымская» или «Старая Крымская», находился в основании Военного мола. Там был зал ожидания, кассы, ресторан и все прочие атрибуты. Вход па Морвокзал был через железнодорожный переезд с Приморской улицы почти напротив Военного спуска. Вид на Крымскую и пассажирские суда открывался от колоннады Воронцовского дворца, хорошо просматривался с «горки» - будущего Комсомольского бульвара.









«

Пассажиры», как их тогда называли, швартовались к причалам с правой стороны и с торца мола - нынешние 22-й, 23-й, 24-й причалы. Левая сторона мола со стороны Практической гавани относились к военному порту и была огорожена. Для нас, мальчишек, заборы были не помехой - ведь там было интересней, да и сквозь щели в толстенных досках настилов причалов, ловились огромные бычки. Хотя часто нас вылавливали краснофлотцы - тогда ведро с картошкой для чистки ждало каждого из нас. И только к вечеру, накормленные этой же картошкой «от пуза», бывали отпущены на свободу с 1001-м «китайским предупреждением». В середине 60-х военно-морская база освободила Военный мол, отдав его весь в распоряжение «белых» пароходов. Здесь же базировались теплоходики местных «Лузановской» и «Фонтанских» линий.




Первым судном, поразившим меня, был колесный пароход «Киев». Постройки еще 1890 г., уроженец Триеста, пароход белые угнали из Мариуполя за границу в 1919, но затем его удалось вернуть. «Киев» вмещал 150 чел.
Первоначальный маршрут парохода, в конце 40-х, была линия от Килии до Измаила, Рени и обратно.




С 1951 г. маршрут продлили. Он «чапал» из Измаила в Одессу с подходом ко всем пристаням по пути. Ночью, когда лоцманы наотрез отказывались проводить суда Сулинским гирлом, капитан на ощупь проводил свое судно, руководствуясь каким-то шестым чувством. Перед вы-ходом из Дуная в Черное море останавливался и оценивал обстановку. Если волна была крутая или ветер не тот, пережидал или разворачивался и шел обратно, если все нормально - доходил до Одессы.
Мой брат прошел на нем первое штормовое испытание, добираясь в Одессу, поступать в «Вышку» - ОВИМУ.
Когда «Киев» приходил в Одессу, посмотреть на колесный пароход приходили сотни одесситов, но однажды пароход попал в шторм, отказало рулевое устройство - чуть не затонул вместе с пассажирами, после чего линию закрыли. В 1954 году «Киев» передан в Азовское пароходство. Сполна отслужив свое, ветерана перевели на отстой в Таганрог, где он и был впоследствии затоплен за брекватером.
Потом, некоторое время на этой линии Измаил - Одесса работал «Прут».




Судно было построено в 1935 г. в Великобритании. После Второй Мировой войны союзники подарили теплоход СССР, оно направлено в порт приписки - Одесса, где получило название «Прут». Технические данные: Длина: 31,85 м; Ширина: 7,02 м; Высота борта: 2,90 м; Осадка: 1,90 м ; Водоизмещение: 181 рег. тонн (бр); Число двигателей: 2; Максимальная скорость: 9 узлов (16,7 км/ч); Пассажировместимость: 150 чел.
В конце 50-х на Измаильской линии «Прут» заменил новейший и комфортабельнейший по тем временам «Виссарион Белинский». А «Прут» поставили на линию Одесса - Херсон, а затем перевели на местную линию Одесский порт - Большой Фонтан, где он долгие годы трудился на радость нам.
Поэт одессит Б. Херсонский писал:
«...Так вот, в Одессе вдоль пляжного побережья
ходили два катера. Только два. Они назывались
"Прут" и "Жемчужина".
"Прут" - добросовестный траченый пароходик,
разжалованный в катера за служенье царизму.
Доказательства налицо: буквы "ять" на медных табличках,
бронзовый колокол, стершиеся ступеньки,
лавки красного дерева в темном угрюмом трюме
со светилами иллюминаторов в медных оправах...»
Стал я выяснять откуда же на английском пароходе «ятъ». Вот что обнаружил:
«...Борис Иванович Пузанов, бывший механик-наставник ЧМП, затем работник кафедры силовых судовых установок Морского университета, вспоминает, как после войны, демобилизовавшись лейтенантом, пришел на мирную работу: он был зачислен электриком на теплоход "Прут". Б. И. Пузанов сам выводил кистью красную полосу на трубе. Прилаживал к ней, сделанные из латуни серп и молот. Установил на мачте снятый со старого парохода тифон для подачи звуковых сигналов. На этом реконструкция была завершена, и это допотопное чудо судостроения было готово к странствиям. Он ходил в Затоку и на Белогород-Днестровский, гонял на Херсон, Очаков, Вилково и Измаил. Словом, не даром жег свою солярку. Из его носового трюма сделали пассажирский салон, кормовой преобразовали в буфет. Повар готовил пищу на угольном жару. Экипаж жил в кубрике, засыпая под грохот якорной цепи, ползущей по клюзовой трубе... ».
Видимо, на этом тифоне было имя прежнего владельца или приладили еще и рынду Российского происхождения. Отсюда и «ятъ».
В Одесском порту "Прут" трудился до 1973 г., с появлением новых катеров судно выведено из состава Морского Регистра СССР. Конец печальный - "Прут" порезали на Платоновском молу.

Компанию «Пруту» составляла «Капелла». Тоже труженица. «Бегала» из Одессы в Херсон, Очаков, Николаев, до Крыма добиралась.




Судно было построено в 1922 г. на верфи в Киле (Германия) для датской туристской фирмы, под названием Turisten судно проходило до 1929 г., когда было продано германской фирме. После передачи в Германию судно получило новое название Ruegen. 9 марта 1946 г. судно передано по репарации в СССР и направлено в порт приписки - Одесса, где получило название «Капелла». Технические данные: Длина: 35,8 м; Ширина: 7,22 м ; Высота борта: 2,15 м; Осадка: 1,96 м
Водоизмещение 207 т; Мощность двигателя 160 л.с. Максимальная скорость 10 узл. (18,5 км/ч); Экипаж: 7-9 чел.; Пассажировместимость 150чел.
В 1958 г. судно получило новый мотор производства ГДР, из-за чего скорость уменьшилась на 1 узел. Из-за характерного звука мотора Капеллу часто ошибочно называли "пароходом", зато спутать ее приближение с другим катером было невозможно.
В Одесском порту Капелла в основном обслуживала Лузановскую линию, но появлялась и на Большом Фонтане.
В 1970 г. судно выведено из состава Морского Регистра СССР. "Капелла" была потоплена военно-морскими артиллеристами, сослужив свою последнюю службу как мишень для прицельной стрельбы.

Помню «Котовский». Судно были построено по заказу СССР в 1928 году в Гамбурге и в том же году вступило в эксплуатацию на Чёрном море. Известно то, что его тоннаж составлял 1190 BRT, длина была равна 61,7 метра, ширина - 10,1 метра, осадка - 5,6 метра. Судно обладало одним дизельным двигателем, фирмы "Deutz". Рейсовая скорость судна составляла 8 узлов.




Работал в основном на линии Одесса - Херсон, совершал заходы в Очаков и в Николаев. В те годы морское сообщение между Одессой и Николаевом с Херсоном было не только наиболее быстрым, удобным и доступным в сравнении с использованием для поездок между этими городами других видов транспорта, но, практически, - единственно возможным видом прямого сообщения: тогда ещё не существовало некоторых важных на сегодняшний день железных дорог и в приемлемом виде автомобильных дорог, а также мостов через реки Южный Буг и Днепр в регионе Черноморского побережья между Одессой и Херсоном. Так, например, вообще отсутствовала сегодняшняя железная дорога, связывающая Одессу и Николаев.
С началом Войны 1941-1945 теплоход "Котовский" приступил к службе как санитарный транспорт, его основной задачей также была эвакуация раненных и мирного населения из привычных для него по работе в мирное время мест в северо-западном Причерноморье между Одессой и Херсоном. Уже в июле 1941 года "Котовский" стал одним из самых первых Советских санитарно-транспортных судов на Чёрном море, подвергшихся нападению самолётов ВВС Германии. Судно получило повреждения, однако, последствия повреждений удалось быстро устранить и восстановить работоспособность судна. На баке и мостике были установлены пулемёты и зенитная артиллерия для обеспечения возможности отбивать атаки с воздуха.
На "Котовском" происходила эвакуация раненых военнослужащих и гражданского населения из Одессы во время её Обороны в августе - середине октября 1941 года. В частности, 15 октября 1941 года судно в последний раз перед оставлением Одессы прибыло в Одесский порт и, приняв на борт военнослужащих и гражданское население, в первой половине ночи с 15 на 16 октября 1941 года, отбыло из Одессы в Севастополь, и благополучно преодолев сложный из-за военной ситуации морской переход, прибыло в пункт назначения. К утру 16 октября 1941 года Одесса была оставлена Советскими войсками.
В декабре 1941 года у "Котовского" произошла серьёзная поломка главного двигателя, и он не мог больше использоваться в качестве санитарного. Его медицинский персонал был переведен на теплоход "Львов". Судно было перепрофилировано в несамоходную плавбазу. Использовалось для базирования подводных лодок типа "М" и находилось в составе ВМФ СССР до самого конца войны.
Теплоход "Котовский" пережил Войну 1941-1945 и оказался одним из трёх наиболее известных довоенных грузопассажирских судов Черноморского Пароходства (вместе с теплоходами "Крым" и "Львов"), которые после окончания войны и прохождения ремонта смогли возвратиться к пассажирским перевозкам на маршрутах пароходства.
Подготовительные и ремонтные работы заняли тогда достаточно длительное время, однако теплоход "Котовский" был восстановлен, внешне ему был возвращён практически его довоенный облик. Во время восстановительного ремонта был проведен не только серьёзный ремонт корпуса и замена главного двигателя. Судно было оснащено современным для того времени навигационным оборудованием, в частности - радаром, что видно по фотографиям послевоенного периода. "Котовский" смог возвратиться к прерванной войной работе на пассажирской линии Одесса - Херсон 12 апреля 1954 года. Известно, что теплоход "Котовский" проработал на этой линии как минимум до осени 1964 года, а возможно - и до конца 1960-х годов, стоял у стенки в качестве общежития в Херсоне, к сожалению более точных данных об этом нет. Появлялся теплоход "Котовский" и в других портах, не связанных с его основной линией. Так его видели в Ялте и в Евпатории, в частности на фотографии 1960-го года судно запечатлено у берегов Евпатории. Какие рейсы совершал теплоход "Котовский", посещая Евпаторию и Ялту, не определено.

Одним из известнейших судов Черноморья был т/х «Крым».
В конце 20-х годов в Германии и Ленинграде была построена серия из 6 грузопассажирских судов. И, хотя серия называлась «суда типа «Абхазия», головным судном серии был «Крым», спущенный на воду в Киле (Германия) на верфи завода "Deutsche Werft". Вошел в состав СОВТОРГФЛОТА (будущего - Черноморского пароходства) в октябре 1928 г. Судно оборудовано по последнему слову тогдашней техники, полностью электрофицировано. Водоизмещение - 5.300 тонн, скорость - свыше 15 узлов, 800 нумерованных пассажирских мест.




Т/х «Крым» одним из первых открыл перевозки на Крымско-Кавказской пассажирской и грузовой линии, где успешно проработал до войны.
Во время Великой Отечественной войны использовался как санитарный транспорт. 22 сентября 1941 г., возвращаясь из Одессы и имея на борту более 3000 раненых, «Крым» при подходе к Новороссийску в районе Мысхако подорвался на минном заграждении. Судно, получив большие повреждения, село на грунт. Теплоход был отведен в порт Батуми, где простоял на приколе, служа в течение некоторого времени базой школы юнг, а затем был использован как общежитие для работников Черноморского пароходства. «Крым» - единственный из шести теплоходов типа "Абхазия" уцелевший в годы Великой Отечественной войны.
После освобождения Одессы от оккупантов, «Крым» был отбуксирован в Одессу и поставлен на капитально-восстанови-тельный ремонт на судоремонтный завод им. А. Марти. Была поставлена задача: «дать вторую жизнь теплоходу «Крым» - сделать все красиво и удобно. Завод нашел в Одессе лучших столяров-краснодеревщиков, пригласил художника-резчика по дереву Виноградова, выписал из Москвы палисандровый, ореховый, грушевый шпон для отделки переборок. Белый рояль для музыкального салона, занавеси для иллюминаторов и коек, ковровые дорожки для кают, салонов и коридоров были заказаны в Москве. Для теплохода «Крым» были созданы некоторые, буквально уникальные по искусству отделки, предметы. Так, например, большой стол для ресторана 1 класса, отделанный фанеровкой ореховым шпоном, был предметом всеобщего восхищения. Резчик по дереву создал для ресторана восемь панно на бортовых переборках из инкрустированных деталей, выполненных из шпона ценных пород дерева изображавших цветы, фрукты и узоры. Это была уникальная работа, состоявшая из десятков тысяч деталей. Художник-резчик Виноградов сделал из дерева барельеф-медальон, который послужил моделью для отливки барельефов из бронзы. Лучшие художники Одессы Л. Е. Мучник, А. Д. Попов, А. С. Говдзинский, Г. 3. Крыжевский,
М. М. Божий и другие по заказу выполняли картины для теплохода. Картины украсили интерьеры теплохода «Крым» и стали предметом восхищения пассажиров на долгие годы.
Осенью 1953 года готовность теплохода потребовала ходовых испытаний. Судно было еще окрашено суриком, во многих местах не было палубных настилов, вместо бортовых релингов кое-где протянуты временные лееры, каюты для пассажиров и экипажа не были полностью оборудованы, но главные двигатели уже работали после 12 лет молчания. Теплоход «Крым» самым малым ходом приближался к выходу из Одесского порта. На всех судах, стоявших у причалов, высыпали на палубы их экипажи. Стихийно прозвучал троекратный салют гудком одного из судов, и вслед за ним начали вторить гудками все суда в порту. Это было возвращение к жизни первенца серии судов Черноморских грузопассажирских линий.




Потом были рейсы на Албанию. Несколько лет судно стояло на линии Одесса - Констанца - Варна - Пирей - Дуррес.
В 1956 г. судно совершили шесть рейсов в порты Испании, перевезя около трех тысяч испанских реэмигрантов. В 1957 году была перевозка участников VI Все-мирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Т/х «Крым» открыл Ближневосточную грузопассажирскую линию Констанца - Варна - Стамбул - Пирей - Александрия - Порт-Саид - Бейрут - Латакия, поддерживаемую судами Черноморского пароходства регулярно в течение десятков лет.
Последние годы жизни «Крым» провел в Сухом лимане близ Ильичёвска, как брандвахта.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКОРО.



Всего комментариев: 0

Комментарии

Добавить комментарий!

Имя:
E-mail:

Код с картинки:

Фото дня

Новые репортажи:

  • Мысхако Мысхако

    Мысхако - небольшой поселок около Новороссийска, расположенный у подножья горы Колдун. Он известен своим вин.заводом.От Новороссийска, с Анапского шоссе, доехать на маршрутке №22 за 14рублей. Винзавод недалеко от главной улицы.

  • Моя поездка в Абрау - Дюрсо Моя поездка в Абрау - Дюрсо

    А вы любите шампанское ? Хотите посетить известный завод  Абрау-Дюрсо? Приглашаю Вас в мир шампанского. В Абрау-Дюрсо говорят :" Чтобы превратить воду в вино, нужно быть Богом.                               &...

  • Армянские плачи. Часть 3. Беженцы Армянские плачи. Часть 3. Беженцы

    Армянские плачи. Часть 1. Киликийская резня Армянские плачи. Часть 2. Геноцид 1915 годаЛагерь беженцев в Алеппо