• Просмотров: 4511
  • Категория: Майский

Майский Крым-2011 на велосипедах, часть 2

День третий
Наше пристанище в Судаке (в прошлом году я уже показывала, ну да неважно:-)):

Как многие уже знают, этот дом расположен практически под стенами Судакской крепости. Ну, про город и крепость столько всего написано, что подробно останавливаться на них не буду, тем более что подкрепить рассказ почти нечем: я в этот раз мало снимала там.

Напомню лишь, что в разное время Судак носил названия Сурож, Солдайя, Сидагиос, Сугдея. Основанный ещё в III веке, предположительно аланами, и бывший долгое время византийским городом, он наибольшего расцвета достиг в позднее средневековье и сейчас ассоциируется преимущественно с генуэзцами, отвоевавшими его у венецианцев: именно генуэзцы оставили после себя башни и стены укрепления, являющегося ныне музеем. И ранее время от времени разорявшийся и переходивший из рук в руки, Судак в XV веке был завоёван Османской империей и постепенно пришёл в упадок, а после включения Крыма в состав Российской империи в XVIII веке и вовсе превратился в небольшой посёлок (согласно переписи населения, в начале XIX века там проживало всего около трёх десятков человек). Вновь городом Судак стал только в советское время, в 80-е годы.
Список исторических памятников Судака не исчерпывается только генуэзской крепостью. Можно вспомнить ещё монастырь св.Димитрия, храм Двенадцати апостолов и башню Астагуэрро, а также византийский монастырь на горе Перчем.
Ну а самой обязательной для нас частью культурной программы в Судаке являются чебуречные ларьки возле крепости - незабываемое удовольствие!:-)
После Судака - традиционно Новый Свет, где, конечно, затариваемся в фирменном винном магазине:-), а затем идём вдоль новосветского побережья верхами. Тут мы снова вспоминаем, что любим таскать велы:-)

- виден Меганом, чуть поближе мыс Алчак (он ограничивает Судак с востока, а название переводится как "низкий") и ещё ближе - древний риф гору Сокол, или Куш-Кая (слева, видная неполностью), и мыс Коба-Кая ("пещерная скала").
А здесь уже видим и мыс Капчик (названный в честь длинного узкого мешочка, который носили на поясе дервиши): другое название - Хоба-Бурун. Видны и все три бухты Нового Света - Зелёная (Судак-Лиман), Синяя (Разбойничья - здесь некогда приставали суда турецких контрабандистов) и Голубая (Делилиманская):

(пляж в Голубой бухте называют Царским; сейчас туда просто так не пускают, а вот три года назад у нас получилось там искупаться).
Традиционная краткая справка. Посёлок Новый Свет ныне наиболее известен, пожалуй, своим заводом шампанских вин, за который нам надо благодарить князя Л.С.Голицына (о достоинствах крымских вин можно говорить долго, и я, пожалуй, делать этого не буду - лучше попробовать самим:-)). Этот завод имеет свой музей.
Как и многие поэты, писатели, художники или аристократы, оставившие после себя вещественную память в некогда облюбованных ими крымских местах, Голицын приложил руку к обустройству окрестностей Нового Света. В частности, он оборудовал прогулочный маршрут по его прибрежной части, который так и называют Тропой Голицына. Тропа сильно пострадала от землетрясения в 20-х годах XIX века, а до этого, как говорят, была прекрасным образцом архитектуры. Она ведёт вдоль Зелёной бухты к гроту Голицына (он же грот Шаляпина), расположенному на скале Коба-Кая, затем вдоль Синей бухты к мысу Капчик, к Сквозному гроту. По пути можно проникнуть в две пещеры - Легенду (вход только со стороны моря, внутри озеро с пресной водой, имеется натёчка) и Озёрную (с озером солёной воды)... ну как проникнуть - честно говоря, не знаю, доступны ли в настоящее время входы в них. Голицынской тропой я не ходила - может, подскажет кто.
Голицын же, если вернуться к нему, и построил здесь дорогу (т.н. старая Голицынская дорога), и обустроил целебный Анастасийский источник, пустив воду из него в сам Новый свет. А ещё он построил свой склеп:-)
Но главное, из-за чего мы с первого же раза и накрепко влюбились в эти места - это скалы, поляны и ароматные рощи чуть дальше от моря. Ботанический заказник "Новый Свет" с растущими здесь фисташкой туполистной, можжевельником и эндемичной сосной Станкевича, не побоюсь этого слова, - государственное достояние Украины.

Конец справки:-)
Как я уже писала, на сей раз мы двигаемся верхом. Небольшая радиалочка по скальному гребню, оконечностью которого является гора Караул-Оба (отсюда не видно):

Кстати, забыла сказать - в первой части подъёма (как раз когда из-за туч вышло солнце, а было, как назло, не до съёмок:-)) произошёл первый случай в этом походе, когда я надела майку с короткими рукавами.
Сухой пахучий воздух, редкие деревья и сразу вспомнившееся чувство восторга и умиротворения, памятные нам ещё по первому посещению этих мест...
Коля под можжевельником:

Долину Рая или, иначе, Долину Тавров, очаровавшую нас в первый приезд (в 2009 году - об этом я ещё не писала, но можно прочесть у Димы aka carduus_crispus, и вообще всячески рекомендую к прочтению его в высшей степени поэтичный и информативный отчёт), мы не посетили. Зато посмотрели сверху, заодно обозрев пик Космоса, в скалах которого вырублена, как говорят, т.н. таврская лестница:

Долина Ад, или Чистилище, в этих местах тоже есть:-) (я по незнанию называла этим именем Долину Рая в наш первый приезд сюда). Её описывают как достаточно тесную, зажатую скалами, а уж в мнении о том, насколько она соответствует своему названию, авторы рассказов расходятся:-). На старых фотографиях у меня её фрагмент, похоже, есть, но пусть уж лучше она подождёт рассказа о походе 2009 года.
А здесь видно, где мы сегодня заночуем. На берегу расположилось село Весёлое, а за ним дорога, ведущая к хребту Сонки-Сыртлар - вот там-то, у подножий хребта, рядом с виноградниками, и становятся лагерем многочисленные туристы:

Ну вы не подумайте, пожалуйста, что мы только и делаем, что бухаем:-)

Когда спустились к Весёлому, самое время было пообедать. Мы нашли отличное кафе на бережке, и кроме нас там никого не было - ещё не сезон. Наконец-то, в третьей поездке в Крым, я испытала часть местного колорита - топчан у стола:-)

Здесь вкуснейший лагман (вообще, именно в Крыму мы его распробовали как следует), а чай в пиалах:

Типа суп с котом:-)

А это сумерки на месте нашего лагеря. Массив Караул-Оба в Новосветском заказнике похож на носорога:

(на большинстве снимков эти два "рога" называют скалой Два Монаха, но мне встречалась и другая версия: чуть дальше прямо в море есть две скалы, прислонившиеся друг к другу, и вот они так и называются; не знаю, как правильно - опыт подсказывает, что более общеупотребительный вариант не обязательно верен).
Народу здесь море! И это совсем не напрягает, скорее наоборот, прикольно. Оглядываешься кругом и то тут, то там - на полянках, под деревьями, - видишь огоньки костров. Мне вообще нравится это место. А в темноте мы увидели вереницу огоньков у подножия гор с противоположной стороны долины, т.е. ближе к Новому Свету. Они двигались и горели очень долго, и мы до сих пор гадаем, что это было:-) Уже потом, прочитав путеводитель, я узнала, что примерно в том месте находятся развалины боспорской крепости - одного из древнейших укреплений Крыма. Возможно, она была возведена в период правления царя Асандра, т.е. в I веке до н.э., и просуществовала примерно век. А ещё по некоторым данным, здесь мог находиться древнегреческий порт Афинеон.
Пора и спать - завтра мы в первый раз надолго удаляемся от моря, начав горную часть путешествия.

День четвёртый, когда мы немножко за"%;лись
Сегодня нам подниматься в горы, а точнее, выезжать на Караби-яйлу (как я слышала от кое-кого из участников, Караби-яйла - рай для велосипедистов:-)). Какое-то время ещё едем вдоль моря, нужно только обогнуть хребтик Сонки-Сыртлар. Заодно останавливаемся в Весёлом и пополняем запасы продовольствия.
Турецкий фонтан:

И просто бытописательная картинка:

Далее проезжаем Морское (старое название Капсхор, от греческого "горелое место") и ненадолго останавливаемся  на берегу. Оля с Борей решают окунуться в море, потому что несколько следующих дней такой возможности не будет, а мы их ждём и заодно смотрим на случайно оказавшиеся здесь развалины:-)

Жаль, действительно было мало времени. Название этого урочища - Чобан-Куле - переводится как "пастушья башня". Самой башне около шести веков, это то немногое, что осталось от укрепления, административно подчинявшегося генуэзской крепости в нынешнем Судаке. Кстати, в этих же местах находятся остатки гончарных печей VIII-IX веков: здесь в то время находился крупный гончарный центр.
Ну что, теперь нам резко поворачивать в глубь суши и длинный апхил через село Приветное (они, наверное, специально такие завлекательные названия разместили на нашем пути!), а затем по грунтовке вдоль реки Ускут до перевала Кок-Асан. Именно камни грунтовки порой задалбывали больше, чем уклон. Почти не снимала здесь, хотя эти места мне тоже понравились. Это, если не ошибаюсь, окрестности Приветного:

Здесь, пожалуй, стоит отвлечься на пару слов. Само село Приветное, называвшееся ранее Ускут, древнее, первые упоминания о нём относятся к XIV веку (тогда оно принадлежало генуэзцам). Оно расположилось у старинной дороги (изначально - вьючной тропы), ведшей от побережья к Карасубазару (ныне Белогорск) - крупному торговому и перевалочному пункту на караванных трактах, связывавщих разные части Крыма с "внешним миром". Перевал Кок-Асан, через который мы следуем, расположен как раз на дороге в Белогорск; он представляет собой понижение в Главной горной гряде Крыма, рождённое произошедшим здесь разломом (т.н. Белогорско-Мелитопольским) и последующим выветриванием горных пород вдоль него. Интересно резкое отличие рельефа к западу и к востоку от разлома: если с запада тело гор представляет собой слаборасчленённые известняковые плато, обрывающиеся к югу, то с востока - пики и гребни, образованные смятыми в складки пластами песчаников, конгломератов и глин (извините, в конце фразы я почти дословно передаю информацию из атласа:-)). Нам на Белогорск, естественно, не надо, вскоре после перевала мы сворачиваем с северного направления, чтобы следовать вдоль горных хребтов. А вообще дорога живописная, было бы интересно как-нибудь проехать её полностью.
По пути останавливались на водопадах - местная достопримечательность. Была и техническая остановка - у Бориса лопнула покрышка (нечастое явление, к слову); хоть у нас и была запасная, он решил на первое время сэкономить и соорудил латку из бутылочного пластика - позже, конечно, поставил новую резину, но произошло это, по-моему, только на следующий день:-). Наконец, поднялись; тут и гром прогремел, но грозы на нас не обрушились. С противоположной стороны в это время поднялась группа крепких мужчин (некоторые даже в шлёпках), которые, как выяснилось, крутят 3-ю категорию. Они нас снисходительно окрестили матрасниками и дали кое-какие советы по дальнейшему пути. Сами они из Запорожья (запорожцы на велосипедах - в этом что-то есть:-)), интересно было бы узнать их успехи - думаю, им всё удалось.

А ночевали мы в лесочке чуть ниже, немного не доезжая стоянки Нижний Кок-Асан (что в переводе означает "голубая поляна").

День пятый, в который мы краем глаза увидели Караби-яйлу:-)
В этот день мы прошли Караби по её южным склонам - через стоянки Нижний Кок-Асан, Чигенитра, Ай-Алексий до стоянки Восточный Суат (которую прошлогодние крымчане должны помнить по одной из остановок на отдых в тумане по пути на Демерджи). Таким образом, почти все достопримечательности этой яйлы мы прошли стороной, так как двигались ниже её обрывистого южного "борта": до любого из возможных путей между скалами на собственно плато (проходы Большие ворота, Малые ворота, проход 2-й спуск или тропы в районе горы Кара-Тау) пришлось бы мучительно толкать велики круто в гору, теряя на этом кучу времени. Был у нас и другой вариант - заехать с севера, через Пчелиное, где перепад высот другой и заглянуть на Караби проще, но почему-то его всерьёз не рассмотрели. Впрочем, красоты южного обрыва Караби тоже посмотреть стоило, а всего в одном походе не охватишь:-)
Но вначале - безмятежная утренняя картинка:-) (стоянка Кок-Асан; крымчанам за обустройство быта однозначный зойчёт:-))

Традиционное информационное отступление. Караби - крупнейшая крымская яйла, обширное плато, длительное время служившее пастбищем. Несмотря на то, что плато веками вытаптывали стада, его растительный мир и ныне включает почти пять сотен видов растений, из которых не менее десятка занесены в Красную книгу Украины. Теперь флора Караби охраняется государством: на территории яйлы более 30 лет назад создан ботанический заказник.
Само собой, интересуют эти места и археологов: возле источников на окраинах плато разбросаны стоянки периода каменного века, а возле метеостанции имеется стоянка эпохи неандертальцев. А как раз с южной стороны любопытные могут увидеть т.н. "длинные стены" (эх, знали бы мы, куда смотреть, когда проезжали там!), возведённые в раннем средневековье и представлявшие собой оборонительные укрепления, перекрывающие проходы на плато: по мнению археологов, это были очень внушительные сооружения. Ещё рассказывают про неких "космических бабочек" - выложенные из камней изображения непонятного происхождения:-).
Но, пожалуй, первое, что приходит на ум путешественнику при упоминании названия "Караби-яйла" - это её многочисленные и разнообразные пещеры, составляющие основной охраняемый объект организованного здесь геологического заказника "Горный карст Крыма". Большинство самых интересных сложны для посещения матрасниками, но зато подготовленные могут проникнуть и в Большой Бузлук с ледяной натёчкой, и в Студенческую, испещрённую наскальными рисунками, и в Солдатскую и Нахимовскую, включённые в список глубочайших шахт Украины, и в знаменитую шахту Крубера, и в многие другие. Поверхность плато усеяна камнями и, как оспинами, покрыта карстовыми воронками, форма отверстий которых, обрывистых с северной стороны, может помочь заблудившемуся в тумане (частое явление здесь).
К слову, сегодня как раз часто наползал туман. Так что кто его знает - реши мы заложить лишний день на осмотр местных достопримечательностей, не прошёл бы он впустую?

К сожалению, подписать картинки не могу. В Крыму назван буквально каждый камень, но удержать всё в памяти и соотнести с фотографиями малореально:-)
Как говорят, спелеологи называют туман "обезьяной". Вот она, лезет:

Когда тумана не было, небо всё равно оставалось серым. Но это не мешало нам оценить пусть и не очень фотогеничные сегодня, но всё равно волшебные виды. Особенно клёво было, когда удавалось ехать:-)

- вот эти товарищи, к примеру, маленько обстебали нас за толкание велосипедов в гору:-). Что ж, я думаю, если они решат заняться велопоходами, их ждут некоторые открытия:-)
А вот это мы, по-моему, видим наш вчерашний подъём:

Потрясно, когда попадаются такие участки - ехать мягко, просторно:

Сегодня, кстати, продолжилась история наших аварий: на одном из крутых грунтовых спусков у Сан Саныча внезапно образовалась немалая восьмёрка на переднем колесе, которую удалось выправить лишь частично; ротор тормоза, к счастью, не пострадал. Я же на одной из стоянок обнаружила на заднем колесе шишку; покрышку подклеили и переставили на переднее колесо, но я начала нервничать:-). Стало понятно, что нужно просить о помощи наших друзей, собирающихся в Крым на авто: мы позвонили Серёге Salomen`у и попросили набрать с собой колёс, покрышек и тормозов (гипербола, но лишь постольку-поскольку:-)).

- типичная картина:-)
Но, как я говорила, попадались и "ездибельные" участки. Среди них выделялись грунтовки с красивыми видами, а также узкие тропинки, петляющие меж сосен (Паша говорит, что это напоминает некоторые моменты трейла КП-Псебай) - и это более чем оправдывает "сокращённость программы"!
Это, если не ошибаюсь, Демерджи:

Народу на яйле, излишне и говорить, море. Вечером на стоянке познакомились с москвичами из клуба "Тарантас", ночевавшими по соседству; как мы поняли, катают они и по Кавказу; у них тоже не обошлось без поломок.
NB для себя: попробовать всё-таки заехать через Пчелиное:-)

День шестой, мокрый
Сегодня наш путь пролегал от Восточного Суата через стоянку Партизанская Поляна, далее через Буковый кордон и до села Перевальное. Столько, сколько в этот день, мне в этом походе материться не приходилось - большая часть пути состояла из транспортировки вела по тропам с переносом через деревья, спуском по корням и вскарабкиванием по скользким склонам:-)

Вот такой памятник... По-моему, в районе Партизанской Поляны:

Особенно зачётным был участок тропы после Букового кордона (который мы к тому же не сразу нашли, нечаянно сделав радиалку в сторону Долгоруковской яйлы - кстати, как-нибудь я с удовольствием бы уделила ей внимание); увидев, с какой осторожностью передвигаются там пешие и конные (кроме шуток!), с которыми мы иногда толпились на тропе, мы поняли свою крутость:-). Нам очень повезло, что мы вдобавок к этому не намотали на колёса ещё и говна: этому способствовал начавшийся ещё до обеда дождь, не дающий грунту как следует прилипать:-)

Зато в этот день я всей шкурой прочувствовала, что такое как следует намокшие вибрейки: во второй половине пути тормозов у меня просто не было. И я, конечно, уже не говорю о том, что было СКОЛЬЗКО.
Где-то здесь у Коли ломается петух. Ещё один аргумент в пользу обязательного наличия запасного (только пусть он будет не б/у, как у Коли:-)).
В предместьях Перевального моемся. Шаг, на мой взгляд, больше психологический:-):

Спустившись наконец в Перевальное (оно же - Ангара, кстати), мы в нерешительности остановились возле одной из местных едален. В конце концов с робостью зашли туда, оставляя за собой, как улитки, мокрый след. Нас не выгнали и даже продали еду, и это был чуть ли не единственный случай, когда принятое к обеду горячительное было пшеничным, а попросту водкой - ну очень хотелось!:-)
День уже заметно перевалил за середину, и нам нужно было выруливать на южное побережье. Кое-кто из нас (в частности, я) был полон азарта докрутить хотя бы до Алушты, но нужно было оценивать ещё и время, погоду и состояние велов. Две последних составляющих делали спуски для некоторых из нас попросту небезопасными: с восьмёркой Сан Саныча и моими тормозами (кстати, тут я действительно поняла, что колодки вибрейков можно стереть ОЧЕНЬ быстро:-)) мы решили не рисковать. Ну какой выход? Конечно, троллейбус, и конечно, в Гурзуф. Заодно лишнее подтверждение тезиса: отсутствие МТП - халяве не помеха! (слышишь, Дима?:-))
В Гурзуфе сразу же сунулись в "Урочище Куропатка" и были сильно обескуражены - мест там на нашу компанию не было. Ну что ж делать - поехали искать другое жильё; в процессе поисков у Коли ломается уже запасной петух (ибо он был б/у), но к счастью, до найденного места ночёвки было не так уж далеко. Это частная гостиница на улице им. 60-летия СССР, не столь ещё украшенная, как "Урочище Куропатка", но с очень душевной хозяйкой, а также: большими балконами в номерах, огромной верандой, кладовой для просушки вещей и конечно же, всеми прочими необходимыми удобствами. К ужину хозяйка даже угостила нас яичницей:-) Женщина-агент тоже была очень мила.
Завтра мы отдохнём и приведём в порядок двухколёсных друзей, утомлённых нашим авантюризмом. Здесь я и прерву своё повествование