• Просмотров: 5778
  • Категория: туапсе

Полковничьи водопады - Гебиус (Как ЭТО было!)

Панорамы: первого дня путешествия (водопад)

и второго (с "пирамиды" над р. Каменистой).

Итак, старт от моста, из-за малой ширины непреодолимого для маршрутки.

Уже с моста можно было оценить уровень воды.

Только мы бодро попрощались с водителем, как пришлось вызывать его обратно (хорошо, Билайн здесь ловит). Невзирая на инструктаж "руководства", Макс с Аликом решили пройти по колено в воде и по пояс в снегу - в ... кедах! Вместо непромокаемых штанов они одели обычные джинсы. Пришлось отправлять отважных путешественников обратно в Краснодар. В общем, к затемпературившей участнице похода добавилось двое неэкипированных, и нас из запланированных 10 человек осталось 7. Инна мрачно пошутила насчет 10 негритят.... Вот и подсчитывай заранее расходы и раскладку - мероприятие вместо 680 руб обошлось в итоге почти в 1000 с носа. Пришлось наскоро перераспределять груз, а ночью уплотняться в палатках.

Местный аксакал добавил оптимизма - он сказал "пройдете".

Потрясает спектр "универсальных услуг Россвязи": даже в хуторе Полковничьем можно совершенно бесплатно зайти в эту будку с собственным сотовым и разговаривать по нему (за деньги).

Первый брод, уже здесь можно было "набрать". Моросящий дождик заставил надеть пончо.

Проходим через портал и прорываемся через тернии к водопадам - в другой мир.

Когда уровень воды был высоковат для сапог - можно было пройтись по ногам, или по бревну. Тут бревна под рукой, т.е. ногой, не было...

Временами ручей выглядел мелким и безобидным, но дождь усиливался с каждой минутой.

Нужен был отдых перекусить и вылить воду из сапог. Тент Сергея оказался более чем кстати.

Умение лазить по скалам - важнейший навык туриста, особенно, если под ногами довольно бурный и глубокий поток.

Позади - крутой поворот. Одно из живописнейших мест каньона.

Сильный поток воды так и норовил захлестнуть в сапоги. Заброды были явно не лишними.

Популярный у матрасных туристов грот. В сезон тут обычно полно мусора. На этот раз пока что было чисто.

Очередные речные виражи. По причине дождя и сырости мой фотоаппарат отказался сначала втягивать в себя объектив, а потом и включаться.

Характерная особенность ущелья - выложенные

складками стены или дно.

Водопадик на боковом притоке реки Каменистой.

У пролесок уже нет терпения ждать весну. Растут прямо из снега.

Желто-Зеленый "Ку-Клукс-Клан" на камне, названном нами "Крейсер "Аврора". Или это монахи перед молитвой?

От "Авроры" уже виден первый, самый широкий Полковничий водопад.

Здесь мы все семеро!

Этот же водопад в разных ракурсах:

Под водопадом вполне можно укрыться от дождя :-).

Из-под водяной занавески:

На карнизе водопада, весело на одной руке качался Тарзан.

Поднявшись на водопад по лесенке, мы заглянули вниз. Затягивает, особенно на видео.

Стало немного не по себе - под ногами-то достаточно тонкий козырек! Уходим отсюда скорее. Позировать лучше ближе к центру.

Недалеко от водопада нами был обнаружен древесный гриб. Именно грибы такого размера послужили прообразом тех грибов в русских народных сказках, под которыми многочисленная лесная живность пряталась от дождя.

Складчатые берега не всегда друзья туриста. Хорошо - тут удобно идти, а если складки в сторону ручья - нога так и норовит соскользнуть.

Карабкаемся дальше...

Водопад на левом берегу Каменистой. Вода в нем - редкий гость, но не на этот раз.

Он же сбоку. Все чаще на стенах ущелья начинают попадаться остатки слежавшегося снега.

А вот и ключевая точка пути, все зависит от того, сможем ли мы подняться через бурлящий поток. Без страховки опасно, но у Антона с собой припасена веревка.

Иду на разведку. Веревка оказалась не нужной - струной натянут металлический трос. В попытках разглядеть, к чему он прикреплен внизу, чуть не налил, как в кувшин, воды в заброды.

Получается, сначала надо забраться на полочку подальше от потока. Разведка прошла успешно. Если я смог - другие тоже смогут!

Водопад пустил нас наверх! Можно продолжать маршрут!

Идеальное место для перезаправки навигатора батарейками - под подолом дождевика собственной жены. А вы что подумали?!

Поднимаемся по ступенькам дальше.

Попадаются оригинальные водоскаты - как горки в аквапарке,

а также еще один водопад на левом берегу. Интересно, не его ли называют "нос"?

В принципе, похож!

И вот, наконец, место, куда мы обязательно сегодня должны были дойти (программа-минимум). Четырехступенчатый водопад на левом притоке. Возможно, он и носит какое-нибудь официальное название, - нам не известно. Мы его окрестили по-своему: "Настоящий полковник"! На фото видна только нижняя его ступень.

Мы поднялись на хребет, нашли подходящее место для стоянки, где не было опасности от внезапно поднявшегося уровня воды и не так был слышен грохот водопада. По законам жанра надо было бы написать "наступила холодная ночь", но все было не так. Если запасные сухие носки еще водились, то сухой одежды не хватало, а у некоторых  подмокли даже спальники. Поэтому параллельно с готовкой пищи был разведен костер и предпринята попытка немного просушиться и обогреться. Особого внимания заслуживает организация лагеря. Мы растянули над поваленным деревом тент, под обе стороны бревна поставили палатки выходами под него, на веревку под "конек" подвесили на карабин "люстру" и вот он - наш небольшой и уютный лагерь (это уже утренняя съемка).

По нашим оценкам, вставать предстояло не раньше рассвета - 7.20 А вот и сам рассвет.

Облака уплывали под напором свежего ветерка вдаль, что обеспечивало возможность просушиться и предвещало ясный и почти безоблачный день.

Закон туристской жизни - он справедлив и строг:
Раз хочешь кушать кашу - помой-ка котелок!

За водой ходить в такие живописные места - одно удовольствие!

Красивые ступенечки манили также прогуляться вверх по течению.

Пройти немного вниз - и можно оказаться над 4-й (нижней) ступенью водопада.

Но времени на обзорные экскурсии не было - ограничились видом сверху.

Новая технология готовки: теперь на двух горелках! Запасная горелка Андрея и Вали очень пригодилась! Главное - баллоны должны быть одинаковой высоты!

На завтрак каша гречневая, пшенная со сгущенкой... какую изволите? Нужно всего лишь высказать свои пожелания перед походом.

Вот и наступило время для взятия геокешингового тайника. Те самые 5 рублей (почему не 5 евро?), которые положил сюда иностранный турист - немец.

От места закладки тайника видны все 4 ступени водопада "Настоящий полковник".

По привлекательности мы этот водопад оценили даже выше Большого полковничьего, до которого надо было бы идти еще 700-800 метров по руслу (туда-обратно для нас минимум пара часов). Но у нас на этот раз были другие планы - мы собрались выйти на хребет и добраться по нему до горы Гебиус.

Я все думал - куда подевались мои прищепки, которыми я фиксировал заброды :-), а Инна, оказывается на них сушила деньги! (Промокло-то всё, в том числе и деньги!)

Страшный краб-полковник (по другим версиям - паук), притаившийся на краю поляны, облюбованной нами для ночевки.

Девушек в походе не было - приходилось обнимать деревья!

И детей в походе на этот раз тоже не было - приходилось обнимать тонкие деревья :-(

Утренние часы мы потратили на досушивание мокрых вещей и отдых. Потом этих полутора часов нам и не хватило выйти в назначенное время к маршрутке. Только около 11 часов утра мы начали подъем на хребет, сначала шли параллельно реке Каменистой.

Какой-то бутон вылез, пригревшись на солнышке.

А этому цветочку и снег не помеха.

Вдали одна из двух каменистых осыпей - "пирамид", являющихся ориентиром для нашего дальнейшего маршрута. Нам надо было обойти их слева или справа, судя по направлению хребта, по которому мы шли, удобнее было подняться слева.

Подъем же "в лоб" выглядел опасным и просто неприступным.

По пути приходилось то немного сбрасывать высоту, то чуть набирать. Появился неглубокий снежок.

По мере приближения наши перспективы подъема на левую осыпь (а именно к ней мы направлялись)

выглядели уже не такими страшными, слева явно были пологие места, по которым должно было удобно подниматься.

Мы вышли на уровень Большого полковничьего водопада. Еще не поздно спуститься и пойти по реке. После недолгого обсуждения (у нас, как обычно, в навигаторе было проложено два маршрута - по реке и с подъемом на хребет), решили все же не мочить ноги и пройти более "легким" путем.

Подниматься было жарко....

И вот уже до каменистой осыпи рукой подать! Со склонов открывается живописный вид на окрестные горы, высота над уровнем моря около 500 метров.

Вдали открывается вид на снежные вершины.

Дальняя осыпь-"пирамида", до которой (если верить карте) проложена грунтовка.

Ближняя, наиболее красивая "пирамида".

Опять мы всемером на фоне гор и моря!

И на фоне "пирамиды" тоже.

Крокусы, оказывается, пахнут медом!

Этот "пожарник" - тоже настоящий альпинист, если учесть, на сколько своих ростов по высоте он набрал. Еще один вестник весны!

... "а сейчас мы заберемся на вершину и быстро-быстро дойдем до Гебиуса"....

Мы уже начали было подниматься, но тут меня осенила идея, что

вместо первоначально  запланированного тайника на горе Гебиус лучше заложить его тут: очень уж нам понравились каменистые осыпи над рекой Каменистой!

Заодно это хорошее место для пикника - ветра не было, а солнышко активно пригревало. Да и связь тут ловила отменно: с Билайна удалось даже отправить домашним ММС с фото окрестностей, а водителя - предупредить, что мы выйдем на часик позже.

Отдохнули, и на подъем!

Вершина уже близка!

Виды с вершины чем-то напоминают Папай.

А на юге - раскинулось море широко!

Ольгинка, что ли?

Спина верблюда, да и только!

Спуск/подъем "в лоб" действительно крутоват и небезопасен.

А вдали на хребте просматривается дорога.

Если приглядеться - можно было даже увидеть гору Пляхо (белое пятно на правой вершине) из нашего последнего похода на Тенгинские водопады.

И в завершение панорама с каменистых "пирамид":

Забравшись на вершину "пирамиды", мы попали в снег. Он почти не тает,

а вот запас времени тает стремительно. Уходим.

Поначалу снег нас не очень напрягал, т.к. лежал только справа по ходу движения, на северной стороне хребта.

Кто-то тут уже ходил - небольшие ветки обрезаны как будто секатором.

Вокруг деревьев и камней снег тает активнее.

Скалистый обрыв вдалеке.

Дальше-больше, выбирать дорогу без снега уже не получалось - он был везде. Кто у нас там эту часть пути в мокрых кедах собирался пройти? Мы по очереди проваливались в снег по нижнюю часть туловища,  из-за чего 2,7 километра от "пирамид" до Гебиуса мы шли более трех часов. Но рекорд поставила Марина, провалившись в снег по пояс :-).

На какое-то время мы перестали проваливаться и разогнались до 2-3 км/час.

Но скоро все вернулось на круги своя. У меня палка так засела во время одного из погружений, что пришлось её откапывать (хорошо, с собой был совочек). Ноги начинали подмерзать, чего не наблюдалось даже накануне (конечно, температура воды выше температуры снега). Я подбадривал всех криками "уже скоро"  и "мы прошли еще 200 метров" (это за 20-30 минут)!

Лисчика бежала - хвостиком махнула. Вот как они заметают следы!

Впереди уже виден просвет между деревьями. Немного осталось.

Последний подъем через тернии к звездам -

и нас гостеприимно встречает коренной житель Гебиуса - собачонка.

Хозяева не особо баловали беднягу, о чем свидетельствовал ее отменный аппетит. Отзывчивый Кирилл поделился с ней бубликами.

Вот и яркая звезда - солнышко - осветила самую высокую точку нашего пути - около 720 метров! Притормозив у вышки сотовой связи, мы с любопытством изучали окрестности.

Отсюда был виден сухопутный участок газопровода "Голубой поток"

и само море.

Обходим вышку сотовой связи с дежурным, который не кормит свою собачку.

Панорама с Гебиуса:

Теперь главное - добраться до маршрутки, мы отклоняемся от графика уже на целый час!

Первоначально дорога была такой же снежной, но по мере приближения к Гебиусу-1 появилась надежда на окончание труднопроходимой части маршрута.

Наконец, снег совсем закончился. Оставалось сбросить столько же, сколько и при спуске с Собера, примерно по такой же дороге.

По дороге Кирилл нашел метательный нож.

На этот раз мы решили обойти Тешебские водопады, и выйти по дороге на трассу.
Сколько же еще осталось идти? По прямой - пара километров...

А с помощью зума видна и дорога, и окончание маршрута.

Вдали просматривается место для закладки еще одного тайника?
"На Юге обжитом стоит одиноко на голой поляне сосна.
Она поднимается очень высОко, и ждет тайника там она."
Но только ради этого сюда возвращаться? Хотя на Тешебские водопады вернуться-то придется.

Именно тогда, когда мы подходили к трассе по бетонке, напоминающей Собер, водитель Андрей виртуозно вычислив время и место нашего появления, сворачивал с трассы нам навстречу.

Краснодар встретил нас ясным небом, хорошо просматривавшимся месяцем и звездами.

В итоге мы прошли 18,9 километра за два дня. Интересно, это наш последний снежный поход в этом году? Уже боюсь утверждать...